Эксперт Трушкова: каким должно быть первое ТО подержанного автомобиля. Покупка машины с пробегом — это всегда компромисс между ценой и рисками. Даже если модель выглядит идеально, вы точно не знаете, как и кто его обслуживал, не видно внутренних износов, да и «сервисная книжка» далеко не всегда отражает реальность. Чтобы избежать скрытых проблем и продлить срок службы машины, первое, что нужно сделать — провести полное базовое техобслуживание. Разберём, что нужно обслужить в первую очередь после покупки автомобиля с пробегом, и почему это важно. 1. Замена масла и всех фильтров Первое, что нужно сделать — заменить моторное масло, независимо от того, «меняли его 1000 км назад» или «только что залили свежее». Вы не знаете, какое масло было залито, какой у него допуск, не подмешан ли туда дешёвый заменитель или присадки. Что менять: моторное масло (с подбором по допуску и вязкости); масляный фильтр; воздушный фильтр; малонный фильтр; топливный фильтр (особенно на дизелях и GDI моторах). Почему это важно: грязный фильтр — это лишний расход топлива и нагрузка на двигатель. Старое масло — это риск задиров, залегания колец и выхода из строя ГРМ-системы. 2. Замена ремня или цепи ГРМ (если ресурс неизвестен) Если вы купили авто с ремнём ГРМ, а подтверждения замены нет — меняйте сразу. Обрыв ремня на большинстве моторов ведёт к столкновению клапанов с поршнями — это дорогостоящий капитальный ремонт. У цепного привода тоже есть ресурс — цепи растягиваются, начинают шуметь, могут перескочить на зуб. Проверить или заменить: ремень ГРМ + ролики + помпа; цепь ГРМ (визуальный и акустический контроль + диагностика фаз ГРМ). Особое внимание: Моторы группы Volkswagen 1.8 и 2.0 TSI — чувствительны к растяжению цепи Renault K4M — обрыв ремня критичен PSA и Opel — ремень часто работает в масляной ванне, износ не виден внешне3. Замена всех жидкостей Даже если уровень жидкости в норме — это не значит, что её не пора менять. Со временем жидкости окисляются, теряют свои свойства и становятся агрессивными к системам. Что менять: охлаждающая жидкость (антифриз); тормозная жидкость (раз в 2 года обязательно); жидкость ГУР (если не электроусилитель); масло в коробке передач (особенно в автомате). Почему это важно: старая тормозная жидкость накапливает влагу, снижается точка кипения, а это — риск отказа тормозов. Старое масло в АКПП означает толчки, перегрев и поломку гидроблока.4. Проверка и обслуживание тормозной системы Тормоза — зона повышенного внимания. Даже если педаль “не проваливается”, это не значит, что всё в порядке. Проверить: остаток колодок и дисков (толщину, состояние кромки, ржавчину); состояние тормозных шлангов; суппорты (на предмет заклинивания); датчики ABS. Что сделать: заменить тормозную жидкость; очистить и смазать направляющие суппортов.5. Диагностика ходовой части Подвеска — один из самых изнашиваемых узлов на авто с пробегом. Часто проблемы не заметны сразу, но через пару недель появляется гул, скрипы, люфты и биения на руле. Что нужно проверить: сайлентблоки и рычаги; амортизаторы; опорные подшипники; шаровые опоры, рулевые наконечники и тяги; ступичные подшипники; состояние шин и давление. 6. Проверка аккумулятора и электрики На момент покупки аккумулятор может держаться на “остатках заряда”, но при первой нагрузке может выйти из строя. Проверить: напряжение (в покое и при нагрузке); утечки тока (может разряжать АКБ за ночь); генератор (заряд при 1500–2000 об/мин); основные предохранители и разъёмы.7. Диагностика двигателя и электронных блоков Ошибки в ЭБУ могут быть «сброшены» перед продажей. Поэтому обязательно сделайте полную диагностику по всем блокам через OBD2. Это поможет выявить скрытые ошибки по: датчикам кислорода; клапану EGR; MAP/MAF-сенсорам; коррекциям по топливу; АКП и ABS. 8. Обслуживание системы кондиционирования Салонный фильтр почти всегда грязный, особенно если машина ездила по городу. Часто кондиционер “холодит”, но работает на износ. Что сделать: заменить салонный фильтр; продезинфицировать испаритель; проверить давление в системе и герметичность. На что обратить особое внимание: если двигатель турбированный — проверь состояние турбины, интеркулера, шлангов и маслоотделителя; еесли коробка — автомат/робот/вариатор — обязательно замени масло, даже если «пожизненное»; если машина стояла долго — особое внимание к шинам, топливной системе, тормозам и аккумулятору. Первые дни после покупки авто с пробегом — это лучшее время, чтобы привести его в порядок. Сделайте полное базовое ТО — и получите не «кота в мешке», а надёжную машину, которой можно доверять.