Денег нет: почему в России опасаются деградации дорог
Правительство не выделило достаточно средств на ремонт и содержание трассПо информации министерства транспорта, общая протяжённость российских дорог составляет 1,58 млн км. Из них на федеральные трассы приходится 66,2 тысячи км, на региональные — 502 тысячи км, на местные — 1 млн км.
Если смотреть на федеральные трассы, то до 2020 года протяжённость дорог, которые находятся в нормативном состоянии, увеличивалась, и достигла 85%. После этого качество транспортных артерий начало падать. В Росавтодоре связывали эту тенденцию с рядом факторов, одним из которых является недостаток финансирования.
В профильных ведомствах призывают правительство остановить крупные стройки и перенаправить деньги на содержание уже имеющихся дорог. На проблему недостатка финансирования и угрозы деградации автодорог обращали внимание и в Минтрансе, и в администрации президента.
По мнению экспертов, властям выгоднее вкладываться в платные дороги, поэтому бесплатные могут подождать лучших времён.
«Одной из вероятных причин такого подхода может являться ориентация на строительство новых инфраструктурных объектов. Подобная логика уже звучала в обсуждениях между Минфином, Минтрансом и администрацией президента: акцент смещается в сторону новых трасс и магистралей, а также в сторону развития опорной транспортной сети. Эти проекты воспринимаются как драйверы экономического роста с мультипликативным эффектом за счёт загрузки строительной отрасли, развития территориальной связанности и стимулирования частных инвестиций», — считает эксперт Президентской академии (РАНХиГС) Дмитрий Евдокимов.
Глава Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин отмечает, что в условиях ограниченного бюджета и роста трат на другие отрасли нужно сосредоточиться на ремонте и содержании того, что уже есть, а уже потом на всём остальном.
«Если дорогу запустить и вовремя не обслужить, её ремонтировать потом будет дороже. Если деньги остаются, то сначала нужно строить обходы городов, а также расширять существующие дороги из двух- в четырёхполосное исполнение. Это то, что важно для людей. И только потом думать про другие стройки», — подчеркнул специалист.
Он также напомнил, что госкомпания «Автодор» получила из бюджета 130 млрд рублей на строительство платника Джубга — Сочи. Эти средства вполне можно было направить в Росавтодор на ремонт. К слову, сами нормативы по финансированию не пересматривались с 2017 года, хотя цены на материалы и работы с тех пор значительно выросли.