Эксклюзив Quto: правила движения и транспортный налог в 1915 году
Оказалось, что за минувшее столетие автомобильное законодательство не сильно изменилось.Безопасность движения
В первую очередь, автор книги напоминает водителям об опасности «закидывания, виляния и скольжения». Иными словами — заноса.
«Автомобиль закидывается, когда задние колёса скользят вбок. Автомобиль скользит, когда передние колёса скользят в сторону и машина больше не слушается руля. Автомобиль виляет, когда он двигается по прямой дороге без воздействия руля, но не прямо, а змееобразно», — отмечает Писаренко Г.
/imgs/2022/10/21/13/5635289/d0004918db0d75e1428fe68bd6eba9ce1ef2ba6a.jpg)
К слову, в случае возникновения заноса писатель рекомендует немедленно выключить «конус». Из описания технических характеристик дореволюционных автомобилей мы узнали, что так в 1915 году называли педаль сцепления.
В книге говорится, что самым простым способом избежать неприятных ситуаций на дороге является соблюдение правил дорожного движения, а также отказ от резких маневров. Особенно в поворотах. Кстати, это совпадает с рекомендациями современной Госавтоинспекции.
«Скорая езда в поворотах имеет много недостатков и ни одного достоинства. Она не соответствует полицейским правилам, представляет большую опасность (большая часть несчастных случаев происходит в быстрых поворотах), а также неприятна для ездоков», — отмечает автор.
Упоминается, что по городским улицам нужно ездить с большой осторожностью, а водитель должен ни на секунду не забывать, что на проезжую часть внезапно могут выбежать дети. Также рекомендовано опасаться появления пешеходов или велосипедистов. Таким образом, за прошедшее столетие дорожное движение в России не сильно изменилось.
/imgs/2022/10/21/13/5635290/669d54f9cb1f956aac38d12c88ae5a824e867655.jpg)
В случае остановки автомобиля вследствие недостатка бензина водитель, к которому обратились за помощью, должен дать просящему топливо из излишка своего запаса. Этот бензин должен быть оплачен немедленно наличными.
Кстати, писатель убеждён, что пассажирам не следует разговаривать с автомобилистами и отвлекать их от управления «сложным механизмом ни на секунду». И тем более давать водителям советы.
«Замечания и частые окрики могут только раздражать шофёра. Он теряет спокойствие — самое важное качество при управлении автомобилем», — говорится в книге.
ПДД 1915 года
Согласно ПДД, действующим в Санкт-Петербурге в 1915 году, легковые автомобили могли передвигаться по всем улицам города, а грузовики — только по заранее утверждённым городской управой маршрутам. Сегодня подобные ограничения с пропускной системой действуют в Москве — это называется грузовой каркас.
/imgs/2022/10/21/13/5635291/e0feed9336fd893d0567ffc8c5f3dd07c414ce6a.jpg)
В перечне обязательного оборудования значились гудок, «хотя бы один» фонарь спереди (работающий на минеральном масле, ацетилене или электричестве) и сзади (он должен освещать госномер), система экстренного торможения, задняя передача, а также некое приспособление, «которое лишало бы посторонних лиц возможности пускать в ход автомобиль во время отсутствия управляющего им».
Чтобы получить разрешение на передвижение по северной столице, водители должны были получить госномер. Для этого нужно подать заявление в городскую администрацию, в котором должны быть прописаны технические характеристики и, помимо прочего, место парковки автомобиля. Машину нужно было обязательно предоставить на осмотр эксперту.
А вот водительское удостоверение можно было получить по достижении 17 лет. Для этого заранее нужно сдать экзамен на знание двигателей и получить водительскую медсправку.
Максимальная скорость движения по городским улицам составляла 15 вёрст в час (около 16 км/ч). Во время поворотов обязательно нужно было замедляться, а вот срезать углы было строго запрещено.
/imgs/2022/10/21/13/5635326/150e6b54e3cf82c703e6be1af8306f70e1f0f336.jpg)
Дорожные знаки
В соответствии с правилами, включать светотехнику нужно было одновременно с уличными фонарями.
Транспортный налог
Сборы платят владельцы всех транспортных средств, которые ездят в черте города, за исключением автомобилей, принадлежащих дипломатическим представителям, казённым учреждениям и используемым для казённых надобностей.
Оплатить налог нужно было до 1 мая. Сумма сбора для владельцев легковых автомобилей составляла 3 рубля с лошадиной силы, грузовых — по 1 рублю с силы. Кстати, в то время зарплата фельдшера составляла 40 рублей, чиновника среднего класса — 62 рубля, а тайного советника или армейского генерала — 500 рублей. Так что не только покупка новой машины обходилась в начале прошлого века недёшево, но и её содержание.
Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
«За несвоевременную или неполную уплату сбора взимается пеня в размере 50% от неуплаченной суммы», — предупреждает писатель.
Зато если водитель заплатил налог в любом другом городе России, то платить сбор в Санкт-Петербурге уже не нужно. Как минимум «на тот срок, на который сбор был уплачен в том городе». Подтверждался факт оплаты при помощи специального металлического жетона.