Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года
Какую роль играл спирт и зачем нужно было обливать шины водой.«В последние годы автомобиль получил огромное распространение в России. Несравненные преимущества этого способа передвижения сделали его любимым и предпочитаемым всем другим способам. Не только в городах, но и, насколько позволяют наши несовершенные дороги, и в сёлах», — отметил автор книги Писаренко Г.
Само издание можно условно разделить на три раздела: техническая часть, которая позволяет водителям лучше узнать свою машину и, по мнению автора, «стать её настоящим хозяином», а также практические советы по вождению и законодательство.
В первой части мы подробнее ознакомимся с устройством дореволюционных машин. Которые, надо сказать, очень сильно отличались от современных.
/imgs/2022/10/14/13/5626143/21ee66055392a81ae77db01e341e8a225132d972.jpg)
Техника
Писатель уверен, что знание автомобиля является неотъемлемым атрибутом безопасности дорожного движения.
«Верхняя часть автомобиля, в которой помещается шофёр, пассажиры или груз, называется кузовом (кароссери). В начале развития автомобильной техники кузову придавались различные формы, но постепенно выработались более однообразные типы, которые и считаются основными. Главные из них: фаэтон, лимузин, ландоле», — поясняет автор.
Нижняя часть машины носит название шасси. Оно состоит из рамы с мотором, резервуарами для бензина и масла, трансмиссии, подвески, колёс, тормозов и руля.
/imgs/2022/10/14/13/5626145/f04769b6d3a73ccdec5b9837dd16969917a09618.jpg)
В дореволюционной России практически все транспортные средства были заднеприводными. Но для передвижения «по очень песчаным местностям» уже тогда создавались полноприводные машины. В качестве примера таких регионов автор приводит Египет и Сахару. При этом утверждается, что такие машины были очень неудобными для водителя.
«Необходимо помнить, что от автомобиля, в первую очередь, требуются лёгкость управления и маневрирования, а также способность его давать задний ход», — считает Писаренко.
Тормоза
В случае экстренного торможения водителям было рекомендовано использовать не только тормоза, но также так называемый конусная педаль — механизм, который позволяет быстро разъединить мотор и коробку передач. Современным автомобилистам она известна под названием сцепление.
/imgs/2022/10/14/13/5626147/a8abd161f673c02883e6ed1a9db0990ea7ff5319.jpg)
«Большинству читателей, быть может, не раз приходилось править лошадьми, впряжёнными в экипаж. Но, во всяком случае, имели возможность наблюдать, как возница, чтобы замедлить бег лошадей или совсем остановить их перед внезапно возникшим препятствием, натягивает вожжи. В автомобиле роль замедляющих или останавливающих вожжей исполняет конус», — сравнивает писатель.
Шины
Особое внимание водителям рекомендуется уделять шинам, которые «устраняют тряску и шум, производимые экипажами, предназначенными для очень быстрой езды». Выяснилось, что для машин, способных разгоняться более 40 вёрст в час (43 км/ч), не подходят шины из сплошной резины, так как они излишне греются и разрушаются, но при этом не смягчают тряску. Поэтому на автомобилях начали использовать воздушные шины с камерами.
/imgs/2022/10/14/13/5626148/ff64b7c5b9453973bf46c180a6c20acb311f83e1.jpg)
К слову, в то время именно шины составляли основную статью расходов водителей, опережая даже топливо. Именно поэтому автомобилистам рекомендовалось особенно тщательно следить за их состоянием. В частности, избегать резких торможений, крутых поворотов и любых перегрузок.
Помимо этого, разрушительное воздействие на покрышки оказывала жара. Дело в том, что уставы того времени не защищали шины от перегрева, так что для продления срока службы после каждой поездки их нужно было обливать водой, а если на улице очень жарко, то следовало даже останавливаться в пути.
Кстати, именно по этой причине на старых машинах лицевая часть колёс была белой — этот цвет защищает от перегрева. Лучшим средством считалась белая глина, ведь она также хорошо замазывала небольшие трещины, а также «предохраняла протёршуюся до корда шину от гниения».
/imgs/2022/10/14/13/5626149/f9bcd8d96c1716bbe08043e20e9a806e76ca8eed.jpg)
Трогаться с места, тормозить, брать крутые повороты нужно как можно мягче. По шоссе, усыпанном щебнем, можно ездить только совершенно тихим ходом. Следует избегать езды по трамвайным путям.
Топливо
В качестве топлива в то время использовались бензин, бензол (продукт перегонки каменноугольного масла) и спирт. Впрочем, последний к 1915 году практически вышел из употребления, но многие инженеры пытались возродить спиртовые моторы. «В последнее время, когда за изъятием из продажи спиртных напитков в России остаётся громаднейший избыток спирта для автомобильных ДВС снова встал на очередь», — пояснил писатель.
/imgs/2022/10/14/13/5626153/1132338b343be95c42b7f29c93342333767ab3e7.jpg)
Кроме того, это топливо намного дешевле, а моторы можно было после небольшой модернизации можно было адаптировать под него. Вот только нужно было решить серьёзную проблему: бензобаки сильно ржавели.
«Но это препятствие, несомненно, будет устранено, и мы находимся накануне большой реформы в области автомобильного топлива. Спирт, по мнению лиц, занимающихся в данное время опытами, гораздо дешевле, удобнее и производительнее для моторов», — утверждается в книге.
Сами же топливные баки в начале прошлого столетия размещались под водительским креслом. Но это было неудобно, ведь для заправки нужно было снимать сиденье. Помимо этого, если в баке было недостаточно бензина, то в горку нужно было заезжать задним ходом. Дело в том, что в этом случае топливо попросту не поступало в карбюратор. Так что к 1915 году всё большее распространение начала получать традиционная для современных автомобилей установка бензобака в задней части машин.
/imgs/2022/10/14/13/5626161/824fb779180ab96f97680915b5329513fa604b4d.jpg)
Диагностика
В книге описаны разные методы диагностики для основных узлов и механизмов. Но наиболее интересным нам показалось «исследование передачи энергии».
«Если мотор находится в исправном состоянии, но автомобиль не достигает необходимой скорости и энергии, то необходимо исследовать передачу энергии», — поясняет писатель.
/imgs/2022/10/14/13/5626162/eda5f16f5493e4c3b070a56fed75013b90a092cc.jpg)
Для этого выезжают на ровную дорогу, после чего автомобиль снимают с ручного тормоза и пробуют толкать. Утверждается, что исправную машину можно без проблем сдвинуть с места.
Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Маленькую машину может сдвинуть с места один человек одной рукой, среднюю — обеими руками. И даже самый тяжёлый автомобиль может сдвинуть один человек при большом напряжении.
Если сдвинуть её с места тяжело, то нужно проверить тормоза. Если они в порядке, то нужно проверить, насколько свободно вращаются колёса. А если на домкрат поднять заднюю часть, то можно провести полноценную диагностику коробки передач.