Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году
Мальчика взял с собой в долгосрочную командировку отец, работающий на автомобильном заводе.В издании говорится, что отец Мишки Степан Ерёмин работал на автомобильном заводе «Красный мотор», и однажды от правления треста пришла телеграмма, согласно которой предприятию нужно было отрядить трёх сотрудников для поездки в Англию. Предполагалось, что командировка будет долгой, не менее полугода, так что рабочим было разрешено взять с собой одного члена семьи.
«Отъезд был назначен через две недели, и это время пролетело для Мишки как одна минута. Вдруг откуда-то взялась такая куча разного дела, что, казалось, и в год всего не переделаешь. Нужно было брать отпуск в школе, доставать копию утерянного свидетельства о прививке от оспы, бегать по поручениям отца по разным справкам, выстаивать очереди за разными документами, записывать бесконечные поручения товарищей и родных, и так далее без конца», — говорится в книге.
/imgs/2022/12/16/23/5717216/4d15e5d4a5c136ac1282ce52c58a819a3954225e.jpg)
Наконец, тёплым весенним вечером члены делегации попрощались со своими семьями на вокзале и отправилась в путь. Через несколько дней путешественники благополучно добрались до Лондона, а оттуда сразу же были направлены в Ковентри — центр британской автомобильной промышленности. Именно здесь Степан должен был познакомиться с новой для себя специализацией, так что ежедневно он уходил на завод, оставляя Мишку в семье английского рабочего. Там он постепенно начал понимать язык и неплохо подтянул грамоту.
По воскресеньям отец сажал Мишку в автомобиль, рядом с англичанином, говорившим по-русски, и они ездили по отличным английским дорогам знакомиться со страной. Англичанин вел беседы с Мишкиным отцом — а Мишка слушал, развесив уши, набирался ума-разума. Всё ему было ново, всё было занимательно.
/imgs/2022/12/16/23/5717217/cd46266f31d3aa60fa48d9a30e63c7d250c85707.jpg)
В частности, из разговоров старших школьник узнал, что уже в 30-х годах XIX века в качестве общественного транспорта в Лондоне набирали популярность паровые омнибусы.
«Они было уже начали вытеснять конные кареты — дилижансы — и даже конкурировать с железными дорогами: те только ещё входили в употребление. Разумеется, конкурентам парового автомобиля это было невыгодно; они провели кампанию против нового изобретения и добились таки своего: в 1865 году английский парламент провёл удивительный закон, требовавший, чтобы скорость парового автомобиля не превышала шести вёрст в час, чтобы такой омнибус обслуживался не меньше как тремя человеками, чтобы впереди ехал верховой с красным флагом. Только в 1896 году эти стеснения были отменены, и тогда автомобильное дело быстро шагнуло вперед, особенно благодаря так называемым дизелям, дизель-моторам или двигателям внутреннего сгорания», — рассказал собеседник Степана, мистер Райгор.
/imgs/2022/12/16/23/5717218/69706b4c7111600b0177fe3ce2962a9395079d35.jpg)
Во время этих воскресных поездок россияне также знакомились с разнообразными транспортными средствами. В частности, шофёр рассказал им о главных отличиях ландолета от роскошного дорожного лимузина, посоветовал прокатиться на шаробане — то есть открытом 10- или 12-местном автомобиле с приподнятыми задними рядами сидений, а также объяснил главные плюсы лёгких и тяжёлых грузовиков.
Через некоторое время отец не взял с собой Мишку в ставшей традиционной поездку, хотя 13-летний парень очень полюбил их. Однако пообещал, что через неделю они с мистером Райгором возьмут его с собой в Лондон.
И не обманул: именно в эту поездку русский школьник впервые увидел знаменитые до сих пор британские двухэтажные автобусы. Правда, прокатиться ему на них не дали, так как целью поездки в столицу была некая ремонтная мастерская, где парень впервые увидел разобранный двигатель и попытался понять его устройство, в чём ему с удовольствием помог британский товарищ отца.
/imgs/2022/12/16/23/5717219/c4d2280603739a1c713c4fe6770bcdb9700a4a2c.jpg)
«Видишь ли, мотор — самая важная часть автомобиля: в нём рождается сила, которая мчит этот самодвижущийся экипаж с такой бешеной скоростью. Вот в такой цилиндр, или систему, то есть совокупность цилиндров, накачивается «горючее» — смесь нефтяного газа и воздуха. Сквозь эту смесь пропускается электрическая искра, и она взрывается, даёт вспышку: газ, расширяясь, толкает поршень, который заставляет вращаться вал, соединённый посредством передачи с осью колёс. При моторе имеется так называемый карбюратор, снабжающий мотор нефтяным паром, и электрический аппарат для зажигания этого пара или газа. Кроме того, мотор снабжен холодильником или радиатором для непрерывного охлаждения мотора и поддержания в нем однообразной низкой температуры. Необходимой частью мотора являются также приспособления для смазывания частей автомобиля и самого мотора», — вполне доходчиво объяснили школьнику.
На обратном пути мальчик впервые увидел мотоциклы или, как их называли тогда — мотоциклетки. Тогда же он впервые узнал о существовании не только четырёх-, но и двухцилиндровых двигателей, о разнице между ними, также англичанин рассказал об особенностях конструкции и главных отличиях подвески в двух- и четырёхколесном транспорте. Например, о наличии в автомобилях рессор, благодаря которым ход становится намного плавнее.
/imgs/2022/12/16/23/5717220/60af299978bb56a1a47a7a6163d0318b392a518b.jpg)
Они значительно легче и дешевле автомобилей, и для разведочной и курьерской службы незаменимы. Во время империалистической войны таких мотоциклеток на фронте союзников было бесчисленное множество. Впоследствии они в большинстве были обращены на мирные цели. Прицепив сбоку мотоциклетки каретку, можно получить дешёвый экипаж для прогулок за городом. Немного тряско, правда, да зато дешево!
По словам британца, заметный толчок к развитию автомобильной и не только промышленности дала война, в которой обе стороны должны были «напрячь свою сообразительность во всём, что только могло быть полезным для успешного ведения боя». Также он напомнил о роли броневиков и грузовых машин во время российской революции: мол, если бы восставший народ не догадался первым делом захватить себе средства передвижения, то неизвестно, чем бы она кончилась.
«Многое рассказывал ещё мистер Райгор об автомобилях. О полевых лазаретах, перевозящих раненых с поля битвы в тыл, о бронированных или «блиндированных» автомобилях, об автомобилях для производства операций, о передвижных амбулаториях, о пожарных автомобилях», — говорится в книге.
/imgs/2022/12/16/23/5717221/d01e38de17d7183dbf015b17c89f1618757d46ae.jpg)
Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Автор пишет, что восемь месяцев в Англии пролетели для мальчика «как волшебный сон», он многое узнал, а по возвращении домой он ещё так долго бредил этой страной, что в школе за ним прочно закрепилось прозвище Мишка-англичанин.