Карта Москвы, сброс бомб на Лос-Анджелес и другие новости 1909 года
Изучаем номер журнала «Автомобильная жизнь и спорт» 115-летней давностиВ издании говорится о ставшей уже классической к тому времени велосипедной гонке Бордо — Париж. Первым маршрут протяжённостью около 560 км преодолел бельгиец Сириэль Ванхуверт, которому потребовалось 18 часов 54 минуты.
Вторым приехал Луи Трусселье, и замкнул тройку лидеров Эмиль Жорже. Их время составило 19 часов 12 минут и 19 часов 38 минут соответственно.
К слову, впервые марафон провели в 1891 году, а в последний — в 2014-ом.
/imgs/2024/05/03/21/6456285/b3be3b486d6be0b533a78d78f300bb4ddddccc90.jpg)
© rusneb.ru
Кипела жизнь и во второй в те годы столице. Так, в конце апреля состоялось первое в 1909 году заседание Московского клуба автомобилистов, которое посетили 40 человек.
В первую очередь, они почтили память недавно скончавшегося министра путей сообщения Михаила Хилкова.
«Покойный много сделал для развития автомобилизма в России. Он был горячим поклонником этого спорта, один из первых ввёз в Россию автомобиль, всячески содействовал успехам автомобилизма у нас, и при нём впервые были сделаны попытки применения автомобиля для пассажирского движения по шоссе на Кавказе», — говорится в заметке.
/imgs/2024/05/03/21/6456286/0934f129e2f9f51bb535d6675f8f26d20e8b4f54.jpg)
© rusneb.ru
Помимо этого, на собрании были изучены финансовые отчёты организации, согласно которым общество оказалось достаточно прибыльным. Так, в 1908 году доход составил 6 347 рублей, а расходы — чуть более 4 000 рублей.
Таким образом, остаток достигал 2 180 рублей. В настоящее время основной капитал общества достигает 1 386 рублей, запасной — 2 772 рублей и наличными деньгами имеется 2 730 рублей, не считая разного имущества и счёта дебиторов, а также прибыли, полученной от устроенной в прошлом году выставки.
К слову, в том же году члены клуба составили карту восьми вылетных шоссе. Отмечается, что создавались они на основании личных поездок московских автомобилистов, и в них содержится информация обо всех дорогах, подъёмах, спусках, предупреждения о крутых поворотах, мостах и других возможных препятствиях. Олдскульный аналог навигатора позволял «легко совершать поездки на автомобилях по окрестностям Москвы в радиусе до 200 вёрст».
Отмечается, что к моменту публикации заметки один из членов клуба начал работу над аналогичной картой Крыма.
/imgs/2024/05/03/21/6456287/6e653939a5e68a282ffb3d78951a89610db78317.jpg)
© rusneb.ru
Кроме того, в еженедельнике приводились рекорды, которые ставили велосипедисты из России и Европы, а также рассказывалось о забеге по центру северной столицы общей протяжённостью 10 вёрст (10,67 км). Так, в статье подробно описан маршрут «кросс-коунтри», указаны судьи и сообщества, которые выставили своих бегунов. Например, команда Санкт-Петербургского Кружка Конькобежцев-Любителей бежала в серых фуфайках, а выступающие за Национальное общество любителей спорта — в белых. А вот футбольные клубы соревнование не поддержали.
В рубрике зарубежных событий был описан курьёзный случай из США. Калифорнийский воздухоплаватель Knabenshue провёл эксперимент и на управляемом воздушном шаре пролетел над Лос-Анджелесом ночью. Но сделал он это не просто так, а разбросал на главных зданиях города фальшивые бомбы.
/imgs/2024/05/03/21/6456288/eb9cacad5f2cb54e6eb8be3ab47259276bb93c97.jpg)
© rusneb.ru
«Хотя военные власти следят даже ночью при помощи прожекторов за появлением каких бы то ни было „дирижаблей“, аэронавту удалось спуститься незамеченным. „Бомбы“ были потом найдены, к великому изумлению военных властей», — пишет автор.
Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 2 мая 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Таким образом аэронавт «произвёл опыт применения дирижабля нападающей армией» и показал все преимущества воздушного транспорта.
