В середине прошлого века в России было множество разных внеклассных занятий для школьников. Помимо прочего, детей учили конструировать и строить машины, для чего учащимся предлагалось объединяться в кружки автомоделистов. Азам автомобилестроения дети могли научиться, собирая своими руками масштабные модели. Благодаря совместному проекту Quto.ru и Национальной электронной библиотеки мы смогли ознакомиться с изданием 1964 года «Автомобили на столе». В этой детской книге собраны чертежи наиболее популярных моделей тех лет: от гусеничного трактора до «Запорожца», от самосвала «БелАЗ» до представительского седана ЗиЛ. «Где бы вы ни жили, в городе или селе — всюду вы встретите автомашины. Поэтому неудивительно, что большинство наших ребят очень интересуется автомобильной техникой. Во многих школах и детских учреждениях работают автомотокружки, в которых школьники старшего возраста знакомятся с устройством автомобиля, мотоцикла, трактора, а также учатся ими управлять», — отмечает автор книги, писатель Лев Либерман. Но, так как дети не могли самостоятельно сесть за руль автомобиля, им предлагалось начать изучение техники с теории. А именно со сборки масштабных моделей. При этом школьникам сначала следовало научиться читать технические чертежи, а также обращаться с инструментами.Автор отмечает, что после того, как школьники завершат работу над моделями в книге, они могут попробовать улучшить их. Например, заняться оформлением салона. Также в детях поощрялось стремление самостоятельно разработать новую модель. «Если вы захотите сконструировать новую модель, то в первую очередь постарайтесь ознакомиться с внешним устройством настоящей автомашины, которую вы задумали воспроизвести в модели, а уже после этого делайте чертежи. Здесь вам может помочь фотоаппарат. Учтите, что чертёж — это язык техники. С его помощью инженер записывает на бумаге свои идеи. Поэтому надо научиться не только бегло читать чертежи, но и самому их составлять», — пояснил Либерман.В финале писатель рекомендует показать свои наработки товарищам по кружку, для чего не лишним будет обзавестись неким аналогом «конструкторского бюро», члены которого на «техническом совете» обсуждают и утверждают чертежи, а позднее осуществляют технический контроль за изготовлением компонентов и следят за аккуратностью производства. Как правило, масштабные модели автомобилей, автобусов и тракторов изготавливались в школьных мастерских. «Открыв дверь, мы как будто попадаем в цех настоящего завода — та же атмосфера сосредоточенного труда, та же слаженность в работе, аккуратность и точность движений. Правда, здесь не видно сложных станков, беспрерывно движущихся конвейеров и снующих по проходам электрокаров. Но зато работа организована, как на большом производстве», — рассказывает автор об атмосфере в таких кружках.По его словам, работа разделена на несколько этапов. На первом школьники размечают и разрезают фанеру, после чего заготовка передаётся на механическую обработку, где действует принцип конвейера: один человек отвечает за одну операцию и передаёт деталь дальше. Готовые комплектующие передаются на сборку, которая представляет собой длинный стол. Склеиваются компоненты при помощи столярного клея. Чтобы лучше освоить все этапы производства, школьники периодически меняются местами. В книге также говорится, что собранные модели могут принимать участие в соревнованиях. Летом дети устраивали гонки в школьном дворе или на специально построенной трассе, зимой — в коридорах и классах.«По сигналу судьи участники соревнований поочередно запускают свои модели с линий старта, но без толчка. Дальность замеряется по прямой. Победителем является тот, чья модель пройдет наибольшее расстояние», — описывает автор правила школьных заездов. Модели большегрузных машин, как правило, соревновались в перевозке груза. Для тракторов рекомендовалось построить внедорожную трассу, а победителем становилась поделка, которая преодолеет больше преград.Само издание условно разделено на два раздела: силуэтные модели, то есть двухмерные, а также полноценные макеты. Так, начать знакомство с автомобилестроением школьникам предлагалось с модели ЗАЗ-965 «Запорожец». «Запорожец» — самый маленький советский легковой автомобиль. Изготовляют его в городе Запорожье на юге Украины», — поясняет Либерман.Также в книге сообщается, что модель очень экономичная и на 100 км пути потребляет 8 литров бензина. Весит советская малолитражка 640 кг, а максимальная скорость достигает 85 км/ч. Более продвинутый уровень — это универсал «Волга М-22». «У этой машины объем кузова значительно увеличен, в нём удобно размещаются небольшой груз, носилки с больным и т. п. В задней части кузова имеется дополнительная дверь, чтобы удобно было обращаться с грузом», — описывает писатель главные преимущества отечественной машины.В грузовой отсек «сарая» можно загрузить 200-300 кг багажа, благодаря чему модель широко использовалась в «скорой помощи», а также ценилась туристами-дикарями, которые любят отдых на природе с палатками. В книге также есть чертежи силуэтной модели представительского седана «ЗИЛ-111», который является «самой современной и мощной советской легковой автомашиной». «Её восьмицилиндровый двигатель развивает мощность в 220 лошадиных сил. Поэтому автомобиль может мчаться со скоростью 170 км/час. В пути водителю не приходится переключать передачи в зависимости от условий движения. Это происходит автоматически с помощью особого устройства — гидротрансформатора, заменяющего на «ЗИЛ-111» обычную коробку передач. Рулевое устройство снабжено гидроусилителем, благодаря ему рулевое колесо поворачивается легко, без заметных усилий. На машине смонтирована даже установка для кондиционирования воздуха: зимой она подаёт в кузов очищенный нагретый воздух, а летом — охлаждённый», — описывает автор книги автомобиль.Более сложной в производстве является внедорожник УАЗ-460, предназначенный для сельской местности и тяжёлых дорожных условий. Поэтому писатель предлагает упростить конструкцию и лишить автомобиль полного привода. Кроме того, детям предложено сделать двухмерный автобус «Украина», разработанный инженерами Львовского автобусного завода, несколько модификаций грузовиков, микроавтобус, пожарный автомобиль, а также два вида тракторов: на колёсах и гусеницах.Для сборки требуются фанера, картон, жесть (лучше всего подойдёт консервная банка), стальная проволока (или велосипедная спица), графит и столярный клей. Последний можно заменить казеиновым клеем, который получают из молока. «Каждый из вас может приготовить и нитроцеллюлозный клей. Он совсем не боится воды и очень быстро сохнет. Растворите в ацетоне кусочки целлулоида (например, вымытые в кипящей воде фото- или кинопленки) — и клей готов», — приводит Либерман рецепт приготовления.В движение вся конструкция приводится при помощи резиномотора — то есть куска резины, который спереди крепится к раме, сзади — к оси. Чтобы его запустить, надо вращать задние колёса, благодаря чему резинка наматывается на ось. В качестве эксперимента также можно заменить резиномотор небольшим электрическим двигателем или компактным ДВС.«Чтобы резина служила как можно дольше, ее после запусков следует тщательно очистить, а при необходимости — вымыть в тёплой воде. После этого желательно поместить резину в чистую стеклянную банку, пересыпать тальком и поставить на хранение в тёмное место в прохладном помещении. Помните, что главные враги резины — это масло, бензин, мороз, жара, пыль и песок», — раскрывает автор тонкости обращения с дефицитным материалом. Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.Во второй части пособия детям предложено построить полноценные ходовые макеты. Однако чертежей легковых автомобилей в книге не приводится. Вместо этого есть подробное описание городского автобуса, тягача с полуприцепом, трактора и 27-тонного самосвала «БелАЗ-540». Интересная особенность — такие модели рекомендовано делать не из дерева, а из картона и жести по выкройкам. В ряде случаев кузов можно изготовить из бумаги. Для этого на заранее подготовленную болванку из деревянных брусков и пластилина наклеивают полоски из газеты толщиной около 10 мм в 8—12 слоёв.