Эксклюзив Quto: как построить «Волгу», УАЗ и автобус «Украина» своими руками
Разбираемся в чертежах, предназначенных для советских школьников.«Где бы вы ни жили, в городе или селе — всюду вы встретите автомашины. Поэтому неудивительно, что большинство наших ребят очень интересуется автомобильной техникой. Во многих школах и детских учреждениях работают автомотокружки, в которых школьники старшего возраста знакомятся с устройством автомобиля, мотоцикла, трактора, а также учатся ими управлять», — отмечает автор книги, писатель Лев Либерман.
Но, так как дети не могли самостоятельно сесть за руль автомобиля, им предлагалось начать изучение техники с теории. А именно со сборки масштабных моделей. При этом школьникам сначала следовало научиться читать технические чертежи, а также обращаться с инструментами.
/imgs/2022/10/06/17/5615664/2657e4bc7e6c68f0bdce15169df3a4c535202c84.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615665/2841b8b933090fa039440fe16f10dbede961ce84.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615683/927f7e9436c479385c2490a2fe6b00084f4c5b5d.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615664/2657e4bc7e6c68f0bdce15169df3a4c535202c84.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615665/2841b8b933090fa039440fe16f10dbede961ce84.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615683/927f7e9436c479385c2490a2fe6b00084f4c5b5d.jpg)
Автор отмечает, что после того, как школьники завершат работу над моделями в книге, они могут попробовать улучшить их. Например, заняться оформлением салона. Также в детях поощрялось стремление самостоятельно разработать новую модель.
«Если вы захотите сконструировать новую модель, то в первую очередь постарайтесь ознакомиться с внешним устройством настоящей автомашины, которую вы задумали воспроизвести в модели, а уже после этого делайте чертежи. Здесь вам может помочь фотоаппарат. Учтите, что чертёж — это язык техники. С его помощью инженер записывает на бумаге свои идеи. Поэтому надо научиться не только бегло читать чертежи, но и самому их составлять», — пояснил Либерман.
/imgs/2022/10/06/17/5615667/a8dc6a45bcb8d6a6e20fcfb89fba6ca95500f3b0.jpg)
В финале писатель рекомендует показать свои наработки товарищам по кружку, для чего не лишним будет обзавестись неким аналогом «конструкторского бюро», члены которого на «техническом совете» обсуждают и утверждают чертежи, а позднее осуществляют технический контроль за изготовлением компонентов и следят за аккуратностью производства.
Как правило, масштабные модели автомобилей, автобусов и тракторов изготавливались в школьных мастерских.
«Открыв дверь, мы как будто попадаем в цех настоящего завода — та же атмосфера сосредоточенного труда, та же слаженность в работе, аккуратность и точность движений. Правда, здесь не видно сложных станков, беспрерывно движущихся конвейеров и снующих по проходам электрокаров. Но зато работа организована, как на большом производстве», — рассказывает автор об атмосфере в таких кружках.
/imgs/2022/10/06/17/5615668/cbe1a715b4389aed9d06573d268000fa7c5377aa.jpg)
По его словам, работа разделена на несколько этапов. На первом школьники размечают и разрезают фанеру, после чего заготовка передаётся на механическую обработку, где действует принцип конвейера: один человек отвечает за одну операцию и передаёт деталь дальше.
Готовые комплектующие передаются на сборку, которая представляет собой длинный стол. Склеиваются компоненты при помощи столярного клея. Чтобы лучше освоить все этапы производства, школьники периодически меняются местами.
В книге также говорится, что собранные модели могут принимать участие в соревнованиях. Летом дети устраивали гонки в школьном дворе или на специально построенной трассе, зимой — в коридорах и классах.
/imgs/2022/10/06/18/5615686/5e4ad46025339a9f14eeebde5902e8e82f78cabb.jpg)
«По сигналу судьи участники соревнований поочередно запускают свои модели с линий старта, но без толчка. Дальность замеряется по прямой. Победителем является тот, чья модель пройдет наибольшее расстояние», — описывает автор правила школьных заездов.
Модели большегрузных машин, как правило, соревновались в перевозке груза. Для тракторов рекомендовалось построить внедорожную трассу, а победителем становилась поделка, которая преодолеет больше преград.
/imgs/2022/10/06/18/5615687/64c5323c78439656fa07226d076630e80cd3eed6.jpg)
Само издание условно разделено на два раздела: силуэтные модели, то есть двухмерные, а также полноценные макеты.
Так, начать знакомство с автомобилестроением школьникам предлагалось с модели ЗАЗ-965 «Запорожец».
«Запорожец» — самый маленький советский легковой автомобиль. Изготовляют его в городе Запорожье на юге Украины», — поясняет Либерман.
/imgs/2022/10/06/17/5615669/f8e26cd54c98610c560a39457c1358fdee9c8c7e.jpg)
Также в книге сообщается, что модель очень экономичная и на 100 км пути потребляет 8 литров бензина. Весит советская малолитражка 640 кг, а максимальная скорость достигает 85 км/ч.
Более продвинутый уровень — это универсал «Волга М-22».
«У этой машины объем кузова значительно увеличен, в нём удобно размещаются небольшой груз, носилки с больным и т. п. В задней части кузова имеется дополнительная дверь, чтобы удобно было обращаться с грузом», — описывает писатель главные преимущества отечественной машины.
/imgs/2022/10/06/17/5615670/6263807c3623ea4a8a122c6bc2789205979629ea.jpg)
В грузовой отсек «сарая» можно загрузить 200-300 кг багажа, благодаря чему модель широко использовалась в «скорой помощи», а также ценилась туристами-дикарями, которые любят отдых на природе с палатками.
В книге также есть чертежи силуэтной модели представительского седана «ЗИЛ-111», который является «самой современной и мощной советской легковой автомашиной».
«Её восьмицилиндровый двигатель развивает мощность в 220 лошадиных сил. Поэтому автомобиль может мчаться со скоростью 170 км/час. В пути водителю не приходится переключать передачи в зависимости от условий движения. Это происходит автоматически с помощью особого устройства — гидротрансформатора, заменяющего на «ЗИЛ-111» обычную коробку передач. Рулевое устройство снабжено гидроусилителем, благодаря ему рулевое колесо поворачивается легко, без заметных усилий. На машине смонтирована даже установка для кондиционирования воздуха: зимой она подаёт в кузов очищенный нагретый воздух, а летом — охлаждённый», — описывает автор книги автомобиль.
/imgs/2022/10/06/17/5615677/340e0f3a48b15f7564f85cc289d2d1180d415be6.jpg)
Более сложной в производстве является внедорожник УАЗ-460, предназначенный для сельской местности и тяжёлых дорожных условий. Поэтому писатель предлагает упростить конструкцию и лишить автомобиль полного привода.
Кроме того, детям предложено сделать двухмерный автобус «Украина», разработанный инженерами Львовского автобусного завода, несколько модификаций грузовиков, микроавтобус, пожарный автомобиль, а также два вида тракторов: на колёсах и гусеницах.
/imgs/2022/10/06/17/5615678/30f37ffdbe11dffd0c12463c2d2ab6d5857447ca.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615679/73bd11a9a7a5a29a15595ffcb66b1e17bb8327a7.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615678/30f37ffdbe11dffd0c12463c2d2ab6d5857447ca.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615679/73bd11a9a7a5a29a15595ffcb66b1e17bb8327a7.jpg)
Для сборки требуются фанера, картон, жесть (лучше всего подойдёт консервная банка), стальная проволока (или велосипедная спица), графит и столярный клей. Последний можно заменить казеиновым клеем, который получают из молока.
«Каждый из вас может приготовить и нитроцеллюлозный клей. Он совсем не боится воды и очень быстро сохнет. Растворите в ацетоне кусочки целлулоида (например, вымытые в кипящей воде фото- или кинопленки) — и клей готов», — приводит Либерман рецепт приготовления.
/imgs/2022/10/06/17/5615673/8dd54f7ba509162912428d3c2e6b58139e69f007.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615674/1f452eda5637c6e08d681b93d68550de75523d33.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615675/fa8f621d5aec7b3b686efbfa53e8a7a7fb2f9f8a.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615673/8dd54f7ba509162912428d3c2e6b58139e69f007.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615674/1f452eda5637c6e08d681b93d68550de75523d33.jpg)
/imgs/2022/10/06/17/5615675/fa8f621d5aec7b3b686efbfa53e8a7a7fb2f9f8a.jpg)
В движение вся конструкция приводится при помощи резиномотора — то есть куска резины, который спереди крепится к раме, сзади — к оси. Чтобы его запустить, надо вращать задние колёса, благодаря чему резинка наматывается на ось.
В качестве эксперимента также можно заменить резиномотор небольшим электрическим двигателем или компактным ДВС.
/imgs/2022/10/06/17/5615676/f6de98d1606a40302a216c55b8778379ae3c3758.jpg)
«Чтобы резина служила как можно дольше, ее после запусков следует тщательно очистить, а при необходимости — вымыть в тёплой воде. После этого желательно поместить резину в чистую стеклянную банку, пересыпать тальком и поставить на хранение в тёмное место в прохладном помещении. Помните, что главные враги резины — это масло, бензин, мороз, жара, пыль и песок», — раскрывает автор тонкости обращения с дефицитным материалом.
Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
/imgs/2022/10/06/17/5615680/41de2f34b0e8de6f07f0f8a9ddf094445bc316c3.jpg)
Во второй части пособия детям предложено построить полноценные ходовые макеты. Однако чертежей легковых автомобилей в книге не приводится. Вместо этого есть подробное описание городского автобуса, тягача с полуприцепом, трактора и 27-тонного самосвала «БелАЗ-540».
Интересная особенность — такие модели рекомендовано делать не из дерева, а из картона и жести по выкройкам. В ряде случаев кузов можно изготовить из бумаги. Для этого на заранее подготовленную болванку из деревянных брусков и пластилина наклеивают полоски из газеты толщиной около 10 мм в 8—12 слоёв.