Почему перегревается мотор: 10 важных секретов
Несмотря на относительно высокую технологичность все современные двигатели внутреннего сгорания — примитивные по сути устройства с низким коэффициентом полезного действия. Лишь 20–25% топлива в бензиновом моторе преобразуются в крутящий момент, остальное приходится на топливные потери, преодоление механического сопротивления и на банальный нагрев. Тепла при работе выделяется столь много, что для его отведения автомобили снабжаются сложной системой жидкостно-воздушного охлаждения. Выход её из строя гарантированно приводит к невозможности дальнейшего движения и часто становится причиной серьёзнейших поломок двигателя и его компонентов. Мы насчитали, по меньшей мере, 10 причин перегрева, о которых должен знать каждый автовладелец. Многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.
Что же делать, если стрелка температуры двигателя стремительно приближается к красной зоне или когда из-под капота начинает струиться пар? Как можно скорее остановиться, заглушить мотор, открыть капот и включить салонную печку на максимальную скорость. А уже после воспользоваться нашими подсказками.
1. Критическое снижение уровня антифриза
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Со временем уровень антифриза в расширительном бачке может снижаться по естественным причинам. В первую очередь, из-за микроутечек. Когда уровень охлаждающей жидкости достигает критической отметки, система охлаждения завоздушивается и перестаёт нормально функционировать. Это приводит к плохому охлаждению и перегреву мотора.
Проверьте целостность расширительного бачка и уровень охлаждающей жидкости. В нагретом состоянии уровень антифриза должен находиться в районе отметки «max», а в охлаждённом — выше отметки «min». Если он ниже, долейте жидкость в бачок. Особо усердствовать и заполнять ёмкость «под пробку» не стоит: от избытка система избавится самостоятельно — лишний антифриз после нагрева выплеснется на асфальт через перепускной клапан.
2. Повреждение радиаторов или шлангов
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Радиатор охлаждения — деталь нежная и уязвимая. В него на огромной скорости врезаются камни, вылетающие из-под колёс других автомобилей. Естественное старение — ещё один фактор, влияющий на срок службы детали. Выполните тщательный осмотр радиатора и подходящих к нему шлангов. В случае обнаружения утечки по возможности постарайтесь заделать пробоину любыми доступными средствами, а затем доведите уровень жидкости до нормального. Не забудьте осмотреть резиновые шланги. На некоторых автомобилях они выполнены из некачественных материалов и служат всего несколько лет. Особые хлопоты и финансовые затраты может доставить небольшой радиатор салонной печки — утечки в нём обнаружить непросто, а для замены требуется в буквальном смысле выпотрошить половину автомобиля.
10 неисправностей, которые быстро убивают автомобиль.
3. Неисправность парового клапана
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Система охлаждения современных автомобилей, как правило, работает под давлением. Оно необходимо для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости (нередко рабочая температура двигателя выходит за 100–110 градусов Цельсия). Для поддержания правильного давления в системе на крышке расширительного бачка или радиаторе устанавливается специальный клапан. Его неисправность приводит к разрыву радиатора либо раннему закипанию антифриза и перегреву мотора. Утеря крышки или недостаточная её затяжка — ещё одна причина проблемы.
4. Внешнее загрязнение радиатора
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Сильное внешнее загрязнение радиатора способно полностью перекрыть циркуляцию воздуха. К таким последствиям приводит тополиный пух или грязь, скапливающаяся после зимы и внедорожных вылазок. Система охлаждения при этом может не обеспечивать должного снижения температуры при полностью исправных её компонентах. Время от времени тщательно промывайте радиатор и следите за тем, чтобы он всегда был чистым.
10 проблем с тормозами, о которых должен знать каждый водитель.
5. Внутренние засоры радиаторов и каналов
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Радиатор охлаждения может забиться не только снаружи, но и внутри. При этом нормальная циркуляция охлаждающей жидкости становится невозможной. Засорение происходит из-за окисления внутренних поверхностей двигателя и трубок радиаторов, а также из-за разрушения всевозможных уплотнительных прокладок и осаждения на внутренних поверхностях накипи. Для устранения и профилактики такой неисправности время от времени нужно выполнять промывку системы специальными жидкостями или дистиллированной водой.
6. Разрушение кожуха вентилятора
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Вентилятор охлаждения на некоторых автомобилях может исправно функционировать только будучи заключённым в специальный кожух, усиливающий ток воздуха через радиатор. Разрушение или утеря этого элемента — ещё одна возможная причина перегрева при исправной в целом системе охлаждения.
6 верных признаков, что вам пора сменить амортизаторы.
7. Отказ помпы
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Для прокачки охлаждающей жидкости по магистралям системы охлаждения на автомобилях предусмотрена специальная помпа. Её крыльчатка вращается приводом газораспределительного механизма и гонит антифриз по каналам мотора и шлангам. Иногда случаются поистине невероятные поломки этой детали — крыльчатка отваливается или заклинивает. Естественное следствие — перегрев мотора.
8. Отказ электрики вентилятора
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
На большинстве современных автомобилей вентилятор принудительного охлаждения включается электроникой. Причин выхода детали из строя множество. Это и обрыв проводки, и поломка моторчика, перегоревший предохранитель и неисправность реле включения. Диагностировать неисправность в электрической цепи вентилятора бывает непросто. Особенно если причина кроется в некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, который определяет, когда система должна включить вентилятор и с какой скоростью он должен вращаться. Неисправный датчик может работать некорректно или искажать данные.
Горе от ума: топ самых технически сложных моторов.
9. Поломка термостата
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Поломка термостата — одна из наиболее распространённых проблем. Эта деталь механически регулирует температуру антифриза, открывая и закрывая так называемый «большой круг» системы охлаждения. Если термостат заклинивает в закрытом положении в тёплое время года, охлаждающая жидкость циркулирует лишь по малому кругу и попросту не попадает в радиатор. Никакая, даже самая современная система охлаждения в такой ситуации не справится. Почему это происходит и как устраняется неисправность, мы подробно рассказывали в статье про термостат.
10. Повреждение прокладки головки блока цилиндров
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Самая коварная и трудноустранимая неисправность — прогар прокладки головки блока цилиндров или образование трещин в блоке двигателя. В этом случае раскалённые газы из камеры сгорания начинают поступать в систему охлаждения, вызывая локальный перегрев, а часто — коробление поверхностей. При такой поломке жидкость в расширительном бачке начинает кипеть, а в систему может поступать моторное масло. Ремонт и замену прокладки двигателя категорически не рекомендуем выполнять самостоятельно. Устранить такую проблему на месте практически невозможно.
10 компонентов автомобиля, ремонт которых лучше доверить мастерам.
