Опубликовано 26 апреля 2025, 14:29
4 мин.

На велосипеде в Европу и все плюсы металлического трека в 1894 году

Читаем номер «Самоката» 131-летней давности
В конце XIX века далеко не все граждане готовы были принимать новые технические решения, одним из которых были велосипеды. Однако в Санкт-Петербурге нашлись настоящие энтузиасты педального транспорта, которые очень быстро оценили все достоинства нового способа передвижения как для ежедневных поездок, так и для путешествий в другие города и даже страны — это братья Орловские. А чтобы популяризировать новинку, они начали издавать журнал «Самокат», который достаточно быстро стал одним из крупнейших и наиболее уважаемых в царской России. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла изучить один из первых номеров еженедельника, который увидел свет 27 апреля 1894 года.
rusneb.ru

Как неоднократно отмечали авторы, многих граждан не только в России, но также в Европе, пугали велосипеды. Чтобы доказать их комфорт и удобство, Пётр Орловский решил совершить путешествие в Европу, хотя он не исключал, что доберётся таким образом и до Америки.

За несколько месяцев неспешной поездки он смог добраться до Брюсселя, который сам он назвал «царством велосипедов».

«Город осматривал, конечно, на велосипеде, так как езда по городу, опять же конечно, разрешена всюду. Да и не то что разрешена, а просто её никто и не запрещал, так как, когда велосипеды только входили во всеобщее употребление, все власть имущие уже понимали его полезность и применимость. Существуют только такого рода правила для урегулирования езды: вечером все велосипедисты обязаны иметь зажжённый фонарь, который всегда бывает самого малого размера, так как от фонаря требуется, чтобы он давал знать о приближении велосипедиста», — пишет путешественник.

Он отмечает, что на всех и улицах и во всех парках катаются десятки любителей педального транспорта — такого количества он не видел за всё время своего пути из Санкт-Петербурга.

За несколько дней Пётр объездил весь город и наиболее интересные окрестности в компании издателя местного журнала о педальной технике. Отдохнув и набравшись сил, он отправился дальше, в сторону Парижа.

При выезде из Брюсселя примерно 40 км пришлось ехать по тряской мостовой, но потом начиналось шоссе.

«Дальше от Намюра шоссе прекрасно содержится и до самого Парижа, на расстоянии более 400 вёрст, не встречается почти совсем таких подъёмов, чтобы нельзя въехать на велосипеде. Если же избрать другой путь, так чтобы выехать из Брюсселя по направлению к западу, непременно должны встретиться гористые виды шоссейной дороги вблизи Потсдама», — говорится в заметке.

Кстати, это сегодня любую границу можно пересечь круглосуточно, а в то время любая задержка в пути могла обернуться непредвиденной ночёвкой. Так случилось и с путешественником, который добрался до места назначения только к 8 вечера, когда таможня Франции уже не работала.

При этом на бельгийской таможне туриста предупредили, что въехать в соседнюю страну он не сможет без уплаты пошлины за ввоз велосипеда. А без отметки о её наличии его не смогут пустить обратно, так что если он решит рискнуть и доехать посмотреть, открыто ли там, он рискует остаться «меж двух огней», то есть в нейтральной зоне. Хотя пешехода пустят в страну без проблем, до ночлега ему придётся добираться пешком.

Мужчина решил не рисковать и остаться ночевать на территории Бельгии в ближайшем мотеле. А уже утром отправился в дальнейший путь, заплатив на таможне 30 франков за въезд на педальном транспорте, которые должны были вернуть при выезде, а также 50 сантимов, которые не возвращаются.

Практически сразу за границей он повстречал двух велосипедистов, один из которых оказался велосипедисткой в мужском костюме, который в то время назывался «рациональным». Девушка впервые решила отправился из Брюсселя в Париж в сопровождении кавалера, а чтобы не слишком утомлять себя в пути, дневной их пробег составлял около 70 км. По планам, весь путь пара должна была преодолеть за шесть дней.

Также в журнале сообщается о развитии велосипедного дела в Кишинёве. Здесь, как отмечается в заметке, даже появилось собственное общество. На тот момент оно было малочисленным, но новые члены прибывали едва ли не ежедневно.

«Публике это общество почти неизвестно, и это потому, что общество не имеет ещё ни средств, ни места, чтобы заявлять о своём существовании. У него нет собственного циклодрома и нет средств для постройки такового. Ввиду этого, один из членов общества внёс предложение об устройстве гонок на городском бульваре, с разрешения, конечно, городской управы Но предложение это по принято ввиду того, что бульвар не представляет собою всех удобств для этого», — пишет автор.

Сообщается, что неожиданно на помощь велосипедистам пришёл один из местных депутатов, который предложил оборудовать велодорожки на тротуарах вокруг бульвара. Согласно смете, все работы должны обойтись городскому бюджету в 1 000 рублей.

На велосипеде в Европу и все плюсы металлического трека в 1894 году

© rusneb.ru

Тем временем в Бостоне был построен новый трек Waltham с металлическим покрытием. По мнению профессиональных спортсменов, это самое удобное покрытие, и самое быстрое. В Европе уже предположили, что придётся дорабатывать свои велодромы, чтобы угнаться за Америкой в части установления различных рекордов.

Полностью ознакомиться с журналом «Самокат» от 27 апреля 1894 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В Париже начали появляться крытые парковки для двухколёсной техники. Дело в том, что горожанам, живущим выше третьего этажа, крайне сложно поднимать велосипеды наверх. Чтобы избежать подобных трудностей, в столице Франции начали появляться специальные помещения для хранения.