Автобренды США, ЕС, Японии и Южной Кореи в России? Возможно. Но только если мир перестанет в санкции играть, как в пинг-понг. А компании – рискнут вернуться в Россию. Пока что это больше похоже на мечту, чем на реальность. Стремительного реверса в ближайшее время ждать вряд ли стоит, а если и случится, то может растянуться на годы. Но если вдруг удастся отложить в сторону присадку «политика», то появится хоть и маленькая, но маленькая искра надежды. А там глядишь, хоть и робкая, но первая скорость – на пути к новой волне партнёрства между Россией и сбежавшими автогигантами. Все «жданки» уж съели Казалось бы, сказано и пересказано об этом столько, что оскомину уже набило. Ан нет, интерес к теме возвращения автобрендов США, ЕС, Японии и Южной Кореи на российский рынок, не угасает и три года спустя. Многие россияне по-прежнему заглядывают в известные автосалоны в надежде, что вот-вот появятся их любимые иномарки.Снова-здорово У некоторых автолюбителей терпение уже лопнуло. Пересели на «китайцев». Кто-то обиду затаил, потому что бросили на произвол судьбы. Однако остались те, которые сердцем прикипели. И, чтобы ни происходило в стране и мире, изменять своим «любимчикам» не будут никогда и ни за что, каким бы распрекрасным «китайский заменитель» ни был. Вот как раз такие преданные без остатка, готовые любые деньги отдать за «ласточку», «девочку», «малыша» или «красавчика», и донимают без устали продавцов и экспертов расспросами, мол, когда, и долго ли ещё ждать, сетует редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин. «Откровенно говоря, тему за три года «исходили» вдоль и поперёк, тщательно и дотошно разбирая варианты. Но, удивительно – всплывает постоянно. Единственное, что можно сказать точно, и в чём все единодушны – да, вернутся, если появится возможность. Когда, на каких условиях, по какой цене, сколько рынка они себе смогут вернуть – это всё гадание на кофейной гуще с абсолютным нулём фактуры», – говорит эксперт.Если бы, да кабы Оживить опять интерес к теме решил экс-глава АвтоВАЗа Бу Андерсон. Он заявил, что ни одна из покинувших Россию европейских, американских, южнокорейских и японских марок не потеряла интереса к авторынку страны. И все готовы к перезапуску своего присутствия на нём. Может быть и так, если рассматривать ситуацию в целом, однако говорить за всех всё же не стоит, уточняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Конечно, готовы, но не все. Большинство сбежавших автобрендов, я думаю, рассматривает возвращение на крупный российский авторынок. Он, безусловно, в ряде сегментов платёжеспособен и ждёт этого возвращения. Так что здесь – взаимный интерес и россиян, и автобрендов. Если ушедшие марки автомобилей вернутся, то в режиме чистого импорта. Никто деньги в локализацию их производства особо вкладывать не будет. Соответственно, такие машины будут стоить экстремально дорого, потому что утилизационный сбор надёжно отсекает российских потребителей от них», – поясняет специалист. И хочется, и колется Вероятно, такой расклад мало порадует многих автовладельцев. Ведь тогда большинству придётся втридорога отдавать за «любимчика», по сравнению с тем, во сколько обходит схожий по оснащению «китаец». Хотя, южнокорейцы могут развернуть производство вновь, допускает Шапарин. По его словам, такой вариант вполне реалистичен. В таком случае им не составит труда потеснить китайцев, прежде всего. И совершенно точно подвинуться придётся всему чёрному ввозу и всем перекупщикам. Ну а пока полноправно вернуться брендам из США, ЕС, Японии и Южной Кореи сильно мешает международная политика, говорит партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.«Я не думаю, что кто-то из ушедших иностранных брендов в ближайшее время к нам вернётся. Потому что страны, которые являются их местом прописки, объявили санкции против России. Не смогут, условно говоря – Volkswagen, BMW, Audi и Mercedes, как бы им того ни хотелось. Потому что та же Германия – одна из инициаторов жёстких ограничений. Компании, может быть, и хотят вернуться, потому что российский рынок интересный и в перспективе может вырасти до трех миллионов штук в год. Напомню, немцами были вложены очень серьёзные деньги – заводы были построены. Но физически вернуться сейчас у них возможности пока нет», – указывает автоэксперт. Готовы ли рискнуть вновь? Санкции, введённые против России, и ответные меры со стороны Москвы возвели такие барьеры, что на их устранение и на восстановление прежних экономических связей могут уйти годы. Зарубежным автопроизводителям придётся заново оценивать риски и выгоды, возвращаясь на российский рынок. Не факт, что все ограничения будут сняты. Многие автогиганты, локализовав производство в России, а затем сбежав, будут вынуждены заново инвестировать. Считай, что с нуля надо будет налаживать цепочки поставок и создавать производственные мощности. Однозначно, не обойдётся без корректировки потребительского спроса, который заметно подправили под себя китайские бренды, продолжает Моржаретто. «Свято место пусто не бывает. Сейчас активно работают китайские компании. И даже если в Россию вернутся автогиганты из Германии, Франции, Америки и Японии, то им очень трудно будет восстановить свою долю рынка, потому что её уже заняли другие. Хотя на определённую долю можно рассчитывать. Многие бренды мы просто давно любим, привыкли к японским, корейским, немецким маркам. Если официально будут продаваться их машины, к их покупке многие россияне с удовольствием вернутся. Но отвоевать обратно ту долю рынка, которую ушедшие компании занимали до 2022 года, будет крайне сложно».Пляски вокруг санкций Никто сейчас не может гарантировать им скорый «камбэк». Отменят санкции или нет – также утверждать никто не решится. Если и отменят, то это может произойти только после прекращения боевых действий на территории Украины. Опять же, это ведь не по одному щелчку делается. Тем временем, на фоне общения лидеров России и США – Владимира Путина и Дональда Трампа, в СМИ уже появились прогнозы по возвращению «блудных» иномарок. Некоторые дилеры высказывают предположение, что в 2025 году предпримут попытки хотя бы частично вернуть себе долю на российском рынке южнокорейские бренды – Kia и Hyundai, а также японские – в числе которых Mazda, Toyota и Honda. С прогнозами по европейским автомобилям дилеры осторожничают, намекая на то, что главам автогигантов придётся дольше согласовывать с Брюсселем возрождение своего бизнеса в России. Что же касается американских брендов, то тут всё просто: как в Вашингтоне захотят, так и будет. Была бы только на то его и стальных политическая воля.