Опубликовано 14 февраля 2025, 14:04
5 мин.

Сердцем прикипели. Фанаты до сих пор верят: вернутся они – родные иномарки.

Если этому и быть, то подвинуться придётся всему серому ввозу, всем перекупщикам и, безусловно, «китайцам», говорят эксперты.
Автобренды США, ЕС, Японии и Южной Кореи в России? Возможно. Но только если мир перестанет в санкции играть, как в пинг-понг. А компании – рискнут вернуться в Россию. Пока что это больше похоже на мечту, чем на реальность. Стремительного реверса в ближайшее время ждать вряд ли стоит, а если и случится, то может растянуться на годы. Но если вдруг удастся отложить в сторону присадку «политика», то появится хоть и маленькая, но маленькая искра надежды. А там глядишь, хоть и робкая, но первая скорость – на пути к новой волне партнёрства между Россией и сбежавшими автогигантами.
Евгений Самарин / РИА Новости

Все «жданки» уж съели

Казалось бы, сказано и пересказано об этом столько, что оскомину уже набило. Ан нет, интерес к теме возвращения автобрендов США, ЕС, Японии и Южной Кореи на российский рынок, не угасает и три года спустя. Многие россияне по-прежнему заглядывают в известные автосалоны в надежде, что вот-вот появятся их любимые иномарки.

Сердцем прикипели. Фанаты до сих пор верят: вернутся они – родные иномарки.

© Григорий Сысоев / РИА Новости

Снова-здорово

У некоторых автолюбителей терпение уже лопнуло. Пересели на «китайцев». Кто-то обиду затаил, потому что бросили на произвол судьбы. Однако остались те, которые сердцем прикипели. И, чтобы ни происходило в стране и мире, изменять своим «любимчикам» не будут никогда и ни за что, каким бы распрекрасным «китайский заменитель» ни был. Вот как раз такие преданные без остатка, готовые любые деньги отдать за «ласточку», «девочку», «малыша» или «красавчика», и донимают без устали продавцов и экспертов расспросами, мол, когда, и долго ли ещё ждать, сетует редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин.

«Откровенно говоря, тему за три года «исходили» вдоль и поперёк, тщательно и дотошно разбирая варианты. Но, удивительно – всплывает постоянно. Единственное, что можно сказать точно, и в чём все единодушны – да, вернутся, если появится возможность. Когда, на каких условиях, по какой цене, сколько рынка они себе смогут вернуть – это всё гадание на кофейной гуще с абсолютным нулём фактуры», – говорит эксперт.

Сердцем прикипели. Фанаты до сих пор верят: вернутся они – родные иномарки.

© Евгений Одиноков / РИА Новости

Если бы, да кабы

Оживить опять интерес к теме решил экс-глава АвтоВАЗа Бу Андерсон. Он заявил, что ни одна из покинувших Россию европейских, американских, южнокорейских и японских марок не потеряла интереса к авторынку страны. И все готовы к перезапуску своего присутствия на нём. Может быть и так, если рассматривать ситуацию в целом, однако говорить за всех всё же не стоит, уточняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«Конечно, готовы, но не все. Большинство сбежавших автобрендов, я думаю, рассматривает возвращение на крупный российский авторынок. Он, безусловно, в ряде сегментов платёжеспособен и ждёт этого возвращения. Так что здесь – взаимный интерес и россиян, и автобрендов. Если ушедшие марки автомобилей вернутся, то в режиме чистого импорта. Никто деньги в локализацию их производства особо вкладывать не будет. Соответственно, такие машины будут стоить экстремально дорого, потому что утилизационный сбор надёжно отсекает российских потребителей от них», – поясняет специалист.

И хочется, и колется

Вероятно, такой расклад мало порадует многих автовладельцев. Ведь тогда большинству придётся втридорога отдавать за «любимчика», по сравнению с тем, во сколько обходит схожий по оснащению «китаец». Хотя, южнокорейцы могут развернуть производство вновь, допускает Шапарин. По его словам, такой вариант вполне реалистичен. В таком случае им не составит труда потеснить китайцев, прежде всего. И совершенно точно подвинуться придётся всему чёрному ввозу и всем перекупщикам. Ну а пока полноправно вернуться брендам из США, ЕС, Японии и Южной Кореи сильно мешает международная политика, говорит партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Сердцем прикипели. Фанаты до сих пор верят: вернутся они – родные иномарки.

© Сергей Пятаков / РИА Новости

«Я не думаю, что кто-то из ушедших иностранных брендов в ближайшее время к нам вернётся. Потому что страны, которые являются их местом прописки, объявили санкции против России. Не смогут, условно говоря – Volkswagen, BMW, Audi и Mercedes, как бы им того ни хотелось. Потому что та же Германия – одна из инициаторов жёстких ограничений. Компании, может быть, и хотят вернуться, потому что российский рынок интересный и в перспективе может вырасти до трех миллионов штук в год. Напомню, немцами были вложены очень серьёзные деньги – заводы были построены. Но физически вернуться сейчас у них возможности пока нет», – указывает автоэксперт.

Готовы ли рискнуть вновь?

Санкции, введённые против России, и ответные меры со стороны Москвы возвели такие барьеры, что на их устранение и на восстановление прежних экономических связей могут уйти годы. Зарубежным автопроизводителям придётся заново оценивать риски и выгоды, возвращаясь на российский рынок. Не факт, что все ограничения будут сняты. Многие автогиганты, локализовав производство в России, а затем сбежав, будут вынуждены заново инвестировать. Считай, что с нуля надо будет налаживать цепочки поставок и создавать производственные мощности. Однозначно, не обойдётся без корректировки потребительского спроса, который заметно подправили под себя китайские бренды, продолжает Моржаретто.

«Свято место пусто не бывает. Сейчас активно работают китайские компании. И даже если в Россию вернутся автогиганты из Германии, Франции, Америки и Японии, то им очень трудно будет восстановить свою долю рынка, потому что её уже заняли другие. Хотя на определённую долю можно рассчитывать. Многие бренды мы просто давно любим, привыкли к японским, корейским, немецким маркам. Если официально будут продаваться их машины, к их покупке многие россияне с удовольствием вернутся. Но отвоевать обратно ту долю рынка, которую ушедшие компании занимали до 2022 года, будет крайне сложно».

Сердцем прикипели. Фанаты до сих пор верят: вернутся они – родные иномарки.

© Максим Блинов / РИА Новости

Пляски вокруг санкций

Никто сейчас не может гарантировать им скорый «камбэк». Отменят санкции или нет – также утверждать никто не решится. Если и отменят, то это может произойти только после прекращения боевых действий на территории Украины. Опять же, это ведь не по одному щелчку делается. Тем временем, на фоне общения лидеров России и США – Владимира Путина и Дональда Трампа, в СМИ уже появились прогнозы по возвращению «блудных» иномарок. Некоторые дилеры высказывают предположение, что в 2025 году предпримут попытки хотя бы частично вернуть себе долю на российском рынке южнокорейские бренды – Kia и Hyundai, а также японские – в числе которых Mazda, Toyota и Honda. С прогнозами по европейским автомобилям дилеры осторожничают, намекая на то, что главам автогигантов придётся дольше согласовывать с Брюсселем возрождение своего бизнеса в России. Что же касается американских брендов, то тут всё просто: как в Вашингтоне захотят, так и будет. Была бы только на то его и стальных политическая воля.