Сердцем прикипели. Фанаты до сих пор верят: вернутся они – родные иномарки.
Если этому и быть, то подвинуться придётся всему серому ввозу, всем перекупщикам и, безусловно, «китайцам», говорят эксперты.Все «жданки» уж съели
Казалось бы, сказано и пересказано об этом столько, что оскомину уже набило. Ан нет, интерес к теме возвращения автобрендов США, ЕС, Японии и Южной Кореи на российский рынок, не угасает и три года спустя. Многие россияне по-прежнему заглядывают в известные автосалоны в надежде, что вот-вот появятся их любимые иномарки.
/imgs/2025/02/14/07/6733454/af63dc5bd79ef9256cee71d59d13875d25476045.jpg)
© Григорий Сысоев / РИА Новости
Снова-здорово
У некоторых автолюбителей терпение уже лопнуло. Пересели на «китайцев». Кто-то обиду затаил, потому что бросили на произвол судьбы. Однако остались те, которые сердцем прикипели. И, чтобы ни происходило в стране и мире, изменять своим «любимчикам» не будут никогда и ни за что, каким бы распрекрасным «китайский заменитель» ни был. Вот как раз такие преданные без остатка, готовые любые деньги отдать за «ласточку», «девочку», «малыша» или «красавчика», и донимают без устали продавцов и экспертов расспросами, мол, когда, и долго ли ещё ждать, сетует редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин.
«Откровенно говоря, тему за три года «исходили» вдоль и поперёк, тщательно и дотошно разбирая варианты. Но, удивительно – всплывает постоянно. Единственное, что можно сказать точно, и в чём все единодушны – да, вернутся, если появится возможность. Когда, на каких условиях, по какой цене, сколько рынка они себе смогут вернуть – это всё гадание на кофейной гуще с абсолютным нулём фактуры», – говорит эксперт.
/imgs/2025/02/14/07/6733458/5d5e39c0d5a1593266c875dc6de46d3a215c2392.jpg)
© Евгений Одиноков / РИА Новости
Если бы, да кабы
Оживить опять интерес к теме решил экс-глава АвтоВАЗа Бу Андерсон. Он заявил, что ни одна из покинувших Россию европейских, американских, южнокорейских и японских марок не потеряла интереса к авторынку страны. И все готовы к перезапуску своего присутствия на нём. Может быть и так, если рассматривать ситуацию в целом, однако говорить за всех всё же не стоит, уточняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Конечно, готовы, но не все. Большинство сбежавших автобрендов, я думаю, рассматривает возвращение на крупный российский авторынок. Он, безусловно, в ряде сегментов платёжеспособен и ждёт этого возвращения. Так что здесь – взаимный интерес и россиян, и автобрендов. Если ушедшие марки автомобилей вернутся, то в режиме чистого импорта. Никто деньги в локализацию их производства особо вкладывать не будет. Соответственно, такие машины будут стоить экстремально дорого, потому что утилизационный сбор надёжно отсекает российских потребителей от них», – поясняет специалист.
И хочется, и колется
Вероятно, такой расклад мало порадует многих автовладельцев. Ведь тогда большинству придётся втридорога отдавать за «любимчика», по сравнению с тем, во сколько обходит схожий по оснащению «китаец». Хотя, южнокорейцы могут развернуть производство вновь, допускает Шапарин. По его словам, такой вариант вполне реалистичен. В таком случае им не составит труда потеснить китайцев, прежде всего. И совершенно точно подвинуться придётся всему чёрному ввозу и всем перекупщикам. Ну а пока полноправно вернуться брендам из США, ЕС, Японии и Южной Кореи сильно мешает международная политика, говорит партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
/imgs/2025/02/14/07/6733466/977461b3a53add46b3721c49d1b4771b3e91906b.jpg)
© Сергей Пятаков / РИА Новости
«Я не думаю, что кто-то из ушедших иностранных брендов в ближайшее время к нам вернётся. Потому что страны, которые являются их местом прописки, объявили санкции против России. Не смогут, условно говоря – Volkswagen, BMW, Audi и Mercedes, как бы им того ни хотелось. Потому что та же Германия – одна из инициаторов жёстких ограничений. Компании, может быть, и хотят вернуться, потому что российский рынок интересный и в перспективе может вырасти до трех миллионов штук в год. Напомню, немцами были вложены очень серьёзные деньги – заводы были построены. Но физически вернуться сейчас у них возможности пока нет», – указывает автоэксперт.
Готовы ли рискнуть вновь?
Санкции, введённые против России, и ответные меры со стороны Москвы возвели такие барьеры, что на их устранение и на восстановление прежних экономических связей могут уйти годы. Зарубежным автопроизводителям придётся заново оценивать риски и выгоды, возвращаясь на российский рынок. Не факт, что все ограничения будут сняты. Многие автогиганты, локализовав производство в России, а затем сбежав, будут вынуждены заново инвестировать. Считай, что с нуля надо будет налаживать цепочки поставок и создавать производственные мощности. Однозначно, не обойдётся без корректировки потребительского спроса, который заметно подправили под себя китайские бренды, продолжает Моржаретто.
«Свято место пусто не бывает. Сейчас активно работают китайские компании. И даже если в Россию вернутся автогиганты из Германии, Франции, Америки и Японии, то им очень трудно будет восстановить свою долю рынка, потому что её уже заняли другие. Хотя на определённую долю можно рассчитывать. Многие бренды мы просто давно любим, привыкли к японским, корейским, немецким маркам. Если официально будут продаваться их машины, к их покупке многие россияне с удовольствием вернутся. Но отвоевать обратно ту долю рынка, которую ушедшие компании занимали до 2022 года, будет крайне сложно».
/imgs/2025/02/14/07/6733472/d26580cd2dafbb13eb90f670e3ab6467714e320f.jpg)
© Максим Блинов / РИА Новости
Пляски вокруг санкций
Никто сейчас не может гарантировать им скорый «камбэк». Отменят санкции или нет – также утверждать никто не решится. Если и отменят, то это может произойти только после прекращения боевых действий на территории Украины. Опять же, это ведь не по одному щелчку делается. Тем временем, на фоне общения лидеров России и США – Владимира Путина и Дональда Трампа, в СМИ уже появились прогнозы по возвращению «блудных» иномарок. Некоторые дилеры высказывают предположение, что в 2025 году предпримут попытки хотя бы частично вернуть себе долю на российском рынке южнокорейские бренды – Kia и Hyundai, а также японские – в числе которых Mazda, Toyota и Honda. С прогнозами по европейским автомобилям дилеры осторожничают, намекая на то, что главам автогигантов придётся дольше согласовывать с Брюсселем возрождение своего бизнеса в России. Что же касается американских брендов, то тут всё просто: как в Вашингтоне захотят, так и будет. Была бы только на то его и стальных политическая воля.