Опубликовано 25 апреля 2025, 16:31
4 мин.

Китайский авто-блицкриг: захват России или «самоубийство» на складах?

Загадка экспорта из Поднебесной: зачем везти, если не продаётся?
Автомобильный Вавилон: Китай топит Россию в железе, не понимая спроса?. Китай резко увеличил экспорт автомобилей в Россию — почти втрое. Причём явных предпосылок для роста продаж аналитики не видят. Запасов – через край, покупки – слабые. На что рассчитывают автопроизводители Поднебесной, можно только гадать. Версий причин неожиданного манёвра несколько. Среди них – снижение стоимости перевозок, укрепление рубля, особые указания штаб-квартир, новые маркетинговые ходы. Любопытно будет понаблюдать, говорят эксперты, чем это всё закончится. Смогут ли в нынешних экономических условиях китайцы разыграть ведомый только им сценарий многоходовки?
РИА Новости / Илья Питалев

Захват или игра на перспективу?

Очевидно, что китайские автоконцерны удачно воспользовались образовавшимся вакуумом на российском рынке. Уход американцев, европейцев, японцев и корейцев создал уникальную возможность для захвата доли рынка. Все помнят, как резво подскочил экспорт из Поднебесной в 2023 году. Тогда волна поставок превзошла реальный спрос. В результате в течение полутора лет машин на складах скопилось столько, что дилерам только и оставалось руками разводить от отчаяния.

Зачем, если склады забиты

Аналитики поговаривали, что поток новых автомобилей из КНР импортёры, скорее всего, поставят на паузу, чтобы распродать то, что уже запылилось. Покупатели потирали руки в ожидании огромных скидок. В общем, многие думали, что китайские бренды поведут себя предсказуемо и откажутся на какое-то время от новых партий в больших объёмах, мол, какой сейчас в них смысл.

Китайский авто-блицкриг: захват России или «самоубийство» на складах?

© РИА Новости / Виталий Аньков

Китайский сюрприз

Однако случилось обратное: в марте, отмечают аналитики РИА Новости, ссылаясь на цифры китайской таможни, вдруг резко вырос экспорт автомобилей в Россию – почти в три раза. Как к этому относиться? Может быть, за этой тактикой скрывается какой-то более глубокий стратегический расчёт? Скорее всего, причина кроется в национальной специфике ведения статистики, полагает редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин.

«Объективных факторов для роста поставок вроде бы нет. В России скопились огромные запасы автомобилей из Поднебесной, которые самые успешные марки будут продавать минимум до лета. Рынок пока идёт вниз. Принципиально новые модели, конечно, к нам едут, но не в таких количествах, чтобы так радикально увеличивать поставки. Я бы предположил, что дело в неких особенностях подсчёта брендами из КНР», – рассуждает эксперт.

Китайский авто-блицкриг: захват России или «самоубийство» на складах?

© РИА Новости / Илья Питалев

Экспорт по принуждению

При этом китайцы прямо-таки настаивают на поставках своих машин в Россию. К слову, дистрибьюторы вынужденно пополняют склады не только легковыми, но и грузовыми автомобилями, рассказывает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, с большой вероятностью можно заподозрить, что сверху спущены некие распоряжения, обязательные для исполнения. Есть ощущение, что китайские автоконцерны строго следуют соблюдению своих KPI (ключевым показателям эффективности) по продажам.

«То, что в России скопился товар, их не волнует. Им нужно обеспечить объём экспорта, значит, будут это делать в любом случае. Сложно пока понять, на что идёт расчёт. Может быть, на эффективность своих маркетинговых акций и на разочарование российского потребителя в возврате «корейцев» в Россию. Ведь тогда всё может вернуться на круги 2023-2024 годов, когда у китайцев всё было хорошо. Но тогда был большой отложенный спрос, и кредитное плечо было для многих доступнее, чем сейчас», – напоминает специалист.

Китайский авто-блицкриг: захват России или «самоубийство» на складах?

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Автосклады как инвестиция

Не исключено, что китайские автопроизводители рассчитывают на долгосрочную перспективу. Заполнение складов сейчас позволяет им зафиксировать цену, застраховав себя от будущих колебаний валютных курсов рубля и юаня, а также от инфляции. А когда спрос на машины в России всё-таки пойдёт по восходящей, они смогут предложить автомобили по конкурентоспособной цене, имея солидный резерв.

Выгодный момент

По факту, нынешнее укрепление рубля (возможно, временное) даёт сейчас продавцам дополнительную возможность для манёвров со скидками, говорит главный редактор журнала «Эксперт» Алексей Харнас.

«В этой связи также стоит отметить, что в последние два месяца на треть снизилась цена морских перевозок из Китая в Россию. Стоимость доставки до европейской части континента ранее составляла, по разным оценкам, 12-14% от цены автомобиля. Такое удешевление (явно временное) создаёт для импортёров очень хорошее "окно возможностей" для формирования складских запасов, даже в дополнение к уже имеющимся», – подчёркивает медиаменеджер.

Китайский авто-блицкриг: захват России или «самоубийство» на складах?

© РИА Новости / Кирилл Брага

Игра на опережение

Возможно, существует стремление к созданию плацдарма для будущего доминирования, когда стабилизируется геоэкономическая ситуация в России. Кроме того, нельзя исключать и влияние политических факторов, например, контрмер в ответ на войну тарифов, инициированную Вашингтоном. В преддверии каких-либо значимых политических событий Пекин мог искусственно стимулировать определённые сектора экономики, в том числе и автопром, чтобы продемонстрировать позитивную динамику развития страны. Это, вероятно, и выразилось в предоставлении льготных условий для импортёров и снижении таможенных пошлин на определённые виды автомобилей.

Магия логистики

Возможно, речь идёт и о перераспределении логистических потоков. Компании, ранее предпочитавшие транзит через европейские порты, решили, например, переориентироваться на другие маршруты, в частности через порты Дальнего Востока или стран СНГ. И это могло повлечь за собой изменение в таможенной статистике КНР и, как следствие, видимое увеличение объёмов поставок.

Китайский авто-блицкриг: захват России или «самоубийство» на складах?

© РИА Новости / Виталий Аньков

Молчание – золото

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что китайские автобренды могут рассчитывать на рост продаж именно новых моделей. Им также отведена своя роль в нынешних поставках. В общем, как ни крути, а истинную причину резко возросшего потока автоэкспорта из Поднебесной китайцы вряд ли раскроют. Они предпочитают следовать одному из важных и проверенных веками правил предпринимательства – бизнес любит тишину.

Лидерство – любой ценой

Эксперты сходятся во мнении, что действия китайских автопроизводителей не случайны, чем и продиктована тщательно продуманная стратегия. Смогут ли они реализовать свой план и сохранить лидерство на российском рынке, рассудит время. Однако факт остаётся фактом: амбиций и решимости автоконцернам из КНР не занимать. Хорошо, если это окажется во благо российских потребителей, и конкуренция приведёт к росту качества сервисного обслуживания и снижению цен на предлагаемые автомобили.