Как сделать так, чтобы российские дороги были чистыми
Как выяснилось, есть простые, но притом эффективные способы решения проблемы.К сожалению, ещё очень многие города России продолжают использовать песко-соляную смесь, которая не может раствориться, и остается на дорожном полотне.
Песок в течение зимы истирается под колесами транспортных средств и превращается в мелкодисперсную пыль. Она, в свою очередь, смешивается с остатками асфальта, шин, отходами транспортного комплекса, а весной поднимается в воздух.
По результатам исследования, проведённого СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России по заказу Национальной ассоциации зимнего содержания ОИиТ, установлено, что дорожный смёт более чем на 90% состоит из песка с примесью тяжелых металлов от автомобилей.
Из-за высоких концентраций остатков резины, битума, ГСМ, песка, нефтепродуктов, тяжелых металлов дорожный смёт относится ко 2 классу опасности. Кроме того, содержание таких опасных веществ, как никель, мышьяк, бензапирен, свинец, кадмий, превышено в нем в несколько десятков раз.
Помимо этого песок забивает поры асфальта и ливневые канализации и приходится выделять дополнительные бюджетные средства на их прочистку весной.
/imgs/2025/04/04/11/6778068/8e7a84f6438eb67b68089810ecc36accfb0292a8.jpg)
© Adobe Fotostock
Даже если в городе дороги обрабатывают исключительно технической солью (галитом), проблем не миновать – галит бывает разных категорий и в зависимости от этого может иметь в своем составе примеси, включая песок и глину.
К причинам появления грязи на дороге также можно отнести то, как расположены на ее уровне зеленые зоны и газоны. При отсутствии бордюрного разграничения земля вместе с тающим снегом стекает на дороги.
Проблему с запыленностью и накоплением дорожного смёта могли бы решить современные ПГМ – они:
- относятся к классу безопасных (малоопасных) веществ,
- очищены от разных примесей,
- содержат биофильные добавки и ингибиторы коррозии, снижающие воздействие реагентов на автомобили и цементно-бетонные конструкции,
- полностью растворяются за зиму,
- их остатки не требуется вывозить после окончания сезона.
Уборка дорог весной в случае применения современных ПГМ сводится к простой промывке водой.
/imgs/2025/04/04/11/6778071/c80ed1edf3ab4bd10cd529c85ea12c40dc1198eb.jpg)
© Adobe Fotostock
Как пыль и грязь влияют на дорожные покрытия и ТС?
Пыль не наносит вреда дороге и транспортным средствам, страдает только их внешний вид. А вот песок, из-за которого образовалась пыль, способствует более быстрому истиранию дорожного полотна и появлению колеи.
Поскольку песок – это фрикционный материал, то для покрышек автомобилей он работает как наждачная бумага и снижает срок их службы. Также песок наносит вред лакокрасочному покрытию машин, образуя микроцарапины. Это, в свою очередь, ускоряет старение краски и приводит к возникновению ржавчины на кузове.
Могут ли пыль и грязь на дороге стать причиной ДТП?
Пыль и грязь на дороге особенно опасны во время дождя – из-за них появляется масляная пленка, которая заметно снижает коэффициент сцепления колес с дорогой, что может стать причиной ДТП.