Из-под дедушки: стоит ли покупать машину пенсионера
Популярный миф вторичного рынка, который разваливается при первом личном знакомствеВторичный рынок машин сегодня — пожалуй, единственный шанс за умеренные деньги купить транспортное средство. Новые и стоят дорого, и в кредит уже не взять — слишком высока ставка. Да и предложение, будем уж откровенны до конца, не стимулирует на переплаты. Поэтому всё больше и больше потенциальных автовладельцев обращают своё внимание на доски объявлений: найти там иномарку понятного бренда или крепкий «Жигуль» с большим остатком ресурса и «живым» кузовом — да бед не знать.
Естественно, смотрят на количество владельцев — это известная «метрика» хорошего автомобиля. А уж если владелец один, да ещё и «дедушка» — перед нами легенда всего рынка подержанных автомобилей, бриллиант и «единорог». Надо брать!
Как правило, продавец «такой коровы» — всегда «родственник», «близкий друг семьи» и далее по списку — обещанного владельца-пенсионера вам никогда не покажет. Зачем травмировать пожилого человека лишними знакомствами? Вот машина — смотрите, покупайте, вы ж за ней приехали!
Автомобиль обычно имеет следы многолетней перевозки рассады в салоне, артефакты прошлых лет и сонмы мелких царапин и вмятин от калитки, причудливо замазанных чем-то вроде гудрона. Таким машинам сознательно не проводят предпродажную подготовку, поскольку глубокая химчистка салона запросто собьёт все следы «дедушкиной эксплуатации» и, как следствие, объяснение высокой цены. Придётся торговаться.
/imgs/2024/12/16/07/6684599/49d394de62f0d25b0ed903befc332d6b780e8a68.jpg)
© Adobe Fotostock
Ещё хуже обстоят дела, если машину к продаже готовил сам «дедушка»: во-первых, зрение с годами лучше не становится, так что некоторые «аспекты» продавец просто не видит, а во-вторых, продажа слишком часто связана с вопросами здоровья и мнением родни, которые не совпадают с мирвозрением самого владельца. Проще говоря, пожилой человек пошёл на уступки семье, выставил на продажу, но пока продаётся — он за рулём. Короче, сам по себе он не хочет продавать машину. Его вынудили — он сопротивляется. Представляете, в каком будет состоянии транспортное средство? Добавим сюда пристрастие к нанесению разного рода составов и регулярные мойки тряпкой на даче и получим кошмар на четырёх колёсах.
Но давайте всё же представим идеальную картину: дедушке купили новую машину, а старую велели продать. И вот он её реализует, может даже помыл и пропылесосил, выставил на всеобщее обозрение и азартно торгуется с молодёжью, мотивирую задранную до небес планку цены тем, что ездил мало, очень аккуратно и бережно, а зимой и вовсе не выезжал — хранил в гараже. Мелкие царапинки уйдут от полировки, вмятины уберёт мастер PDR, а сам по себе кузов ещё ого-го. Соглашаться на такой вариант не глядя?
/imgs/2024/12/16/07/6684602/46cdab655222f5fed5359e474958f597d54cfe48.jpg)
© Adobe Fotostock
Экономика должна быть экономной
Кузов — кузовом, но машина — многосоставный продукт, в комплекте к которому идёт мотор, трансмиссия и подвеска. И там, в недрах, встречаются настолько выдающиеся примеры нежелания ремонтировать по регламенту и сэкономить копейку, что слово и перо бессильны. С вашего позволения, несколько наиболее достойных примеров. Первым делом зайдём со стороны подвески, как нуждающегося в регулярном ремонте узла. Разбитые, иссохшиеся сайлент-блоки, инородные рычаги и странные шаровые, отсутствие сход-развала как вида — это мелочи, условности.
Даже распавшиеся в руках амортизаторы и мёртвые пружины оказались после незначительной проблемой. Гудящий ступичный подшипник был приговорён ещё во время первой поездки, но мастер, его менявший, попросил лично заехать и своими глазами увидеть невиданное, дабы после не обвинять давнего знакомого в жадности или шизофрении: вместо замены изношенного подшипника, походя разбившего посадочного от долгой эксплуатации, дедушка-владелец просто подварил последний к ступице. Да, капля сварки электродом. Чудо! Гений! Меняем теперь в сборе.
/imgs/2024/12/16/07/6684603/afb3076c901490881a8c8140c809cec50e7d03c4.jpg)
© Adobe Fotostock
Далее заглянем под капот, где внимания требует примерно миллион вопросов. Знаете, почему моторное масло течёт из-под заливной крышки? Потому что это крышка от «Волги», а не от представленного на обозрение автомобиля. Она «слегка» не подходит. Естественно все сальники, прокладки, ремни, помпа — тут же под замену. Далее заглядываем снизу: от длительной эксплуатации с неоригинальной стальной защитой картера просто сгнил сам масляный резервуар. Насквозь. Кстати, пробка сливной горловины давно «слизана», поэтому «дедушка» использовал герметик для снижения расхода масла. Тоже под замену всей «бригадой»: картер, пробка, масло, фильтр.
После наступил черёд системы охлаждения, и там скрывалась настоящая «пещера сокровищ»: растрескавшиеся шланги — прелюдия, перед заменой дальней стальной трубы, которая прогнила насквозь, поскольку «дедушка» считал антифриз лишней тратой и заливал воду. Сгнила деталь давно, поэтому прошлый владелец, не долго думая, замазал свищ «холодной сваркой». H2O съела не только редкую «железку», которую пришлось заказывать от другой модели и переваривать «под себя», но и термостат, попутно заменённый на новый. Очаровательный аромат бензина в салоне имел самые наглядные причины: трубка заливной горловины представляла собой решето, бензобак «сифонил» в трёх местах, а топливный насос от «десятки» был прикручен к топливохранилищу саморезами. Навылет. Тот неловкий момент, когда кажется, что выбил десять из десяти.
Даже вековечный японский мотор «дышал на ладан»: масло в нём не менялось годами, свечи стояли неподходящие, фильтр находился в лопнувшем корпусе, форсунки забиты, дроссельный узел не закрывался от грязи, клапан PCV застыл в открытом состоянии, датчики покрыты толстым налётом грязи, которые сходу не брал даже растворитель. Но и это был ещё далеко не конец: в порогах нашлась строительная пена, под задним сиденьем — россыпь битого стекла, руль под «элегантной» оплёткой был истерт до дыр, а в багажнике зияла дыра в нише для запаски. Этим автомобилем «дедушка» владел 14 лет и, как вы уже догадались, всё вышеописанное касалось одной машины. Да, она была куплена недорого, но главное конкурентное преимущество заключалось именно в пожилом владельце, бывшим вторым по счету и обладавшим этим, с позволения сказать, имуществом на протяжении 14 лет. Кстати, на одометре было всего 150 000 км, и мониторинг разных датчиков и блоков показал, что пробег — честный.
/imgs/2024/12/16/07/6684606/2a0384e48ea1b040a6d65e91064ae04082c480f4.jpg)
© Adobe Fotostock
Вместо послесловия
Огульно обвинять и стричь всех «под одну» гребёнку — нельзя ни в коем случае, но выпавший «в награду за глупость» автомобиль стал по сути собирательным образом машины «из-под дедушки»: пожилые водители, имеющие своё мнение и в силу возраста отказывающиеся чему-либо учиться, часто приводят транспортное средство в «предынфарктное» состояние даже быстрее юных гонщиков.
Неправильное и некомпетентное обслуживание, попытки сэкономить на каждой мелочи, пренебрежение к регламенту способны убить автомобиль быстрее вечно высоких оборотов и резких стартов. Так что платить надо за состояние машины, а не за мифического владельца, который запросто может быть совсем не таким аккуратным, как его рисует воображение. Поверьте, учёба на этой ошибке вышла дорого. Очень дорого.