Опубликовано 20 декабря 2024, 13:17
3 мин.

В России автоэкспертам запретили высказываться о ценах на бензин

Предупреждение было отправлено нескольким специалистам, в том числе главе Национального автомобильного союза Антону Шапарину, который ответил ведомству на это предупреждение
ФАС запретила известным автоэкспертам комментировать стоимость бензина. Стало известно, что Федеральная антимонопольная служба России запретила автоэкспертам говорить о ценах на топливо. По мнению специалистов ведомства, подобные комментарии могут нарушить закон о конкуренции и повлиять на стоимость бензина в будущем.
Мария Девахина / РИА Новости

Шапарин отметил, что за десять лет цена бензина практически удвоилась, хотя в то время, когда литр бензина стоил 32 рубля, он никаких оценочных комментариев не давал. «По итогам 2024 года Росстат ожидает инфляцию в 10,1–10,3%. Так что претензии ФАС ко мне, мягко говоря, не обоснованы», — сказал Шапарин.

Кроме того, он обратился лично к главе ФАС Максиму Шаскольскому. Полный текст обращения размещён в Telegram-канале Автомобильный союз.

«В мой адрес поступило предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства №МШ/116063/24 от 16.12.2024 за Вашей подписью. Данное предостережение содержало ссылку на публикацию, в которой приводилась следующая цитата: «Государственное регулирование в данном случае работает слишком мягко, и этого явно не хватает. Цены на топливо галопируют, и, если в ситуацию не будут вмешиваться власти, это продолжится далее. Государство тратит на поддержку нефтяников триллионы рублей, хотя тут уже возникает вопрос, кто кого должен поддерживать. Без кардинальных мер, я считаю, рост цен на бензин в следующем году составит около 15%»,— пишет эксперт.

Глава НАС ещё раз подчеркнул, что государственного регулирования в сфере ценообразования топлива, опережающего инфляцию, не хватает. Если инфляция за 11 месяцев текущего года составила 7,8%, то цены на бензин за это время выросли на 9,35%. Автомобилисты ждут решительных действий контрольно-надзорных органов по недопущению роста цен, в том числе и со стороны ФАС. Однако цены на топливо продолжают расти выше уровня инфляции и, скорее всего, продолжат повышаться из-за бездействия органов государственной власти, в том числе и ФАС.

Далее эксперт цитирует статью 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и отмечает, что НАС, от имени которого он всегда высказывается, является общественной организацией и не является хозяйствующим субъектом на нефтегазовом рынке, федеральным органом исполнительной власти и так далее, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

«В этой связи мне решительно непонятно, на каком основании в мой адрес направлено вышеупомянутое предостережение». Ссылаясь на упомянутую статью закона, эксперт напомнил, что «предостережение должно содержать выводы о наличии оснований для его направления и нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены…». Но ничего подобного Шапарин не увидел, следовательно, в полученном предупреждении он увидел нарушение пункта 4 статьи 25.7 вышеупомянутого закона. Это даёт ему право обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц ФАС, отметил эксперт. По его мнению, эти действия как раз могут привести к нарушению антимонопольного законодательства №МШ/116063/24 от 16.12.2024.

Шапарин напомнил, что главная цель НАС — повышение комфорта владения автомобилем в России и снижение расходов автовладельца. Организация готова «оказывать всестороннее содействие в поиске объектов для проведения антимонопольных расследований», отметил он.