Хайцеэр: машины не покупают только из чувства патриотизма
Невысокий спрос на «Москвичи» заключается в нескольких серьёзных ошибках, которые ещё можно исправитьБезусловно, январь — месяц не самый удачный для торговли, сказываются новогодние каникулы. Но по данным «Автостата», он оказался довольно успешным для других автопроизводителей — суммарные продажи выросли на 11% по сравнению с январём 2024 года — до 89 100 новых машин.
Автоэксперт Олег Мосеев отмечает отсутствие чёткого позиционирования и завышенную стоимость автомобилей бренда. По его словам, первая проблема связана с неудачной маркетинговой стратегией с момента возрождения и ребрендинга, а вторая — с мелкосерийным производством и крупноузловой сборкой, что стоило больших вложений.
Поддерживает мысль о неверном позиционировании и вице-президент НАС Ян Хайцеэр. После десятилетий без СССР у россиян нет ностальгии по советской автомобильной марке, которую возродили два года назад для производства под ней машин «азиатского партнера», объясняет эксперт.
«Для большинства россиян в возрасте до 40 лет «Москвич» — это либо неприятное слово, либо вообще незнакомый бренд, поэтому преемственность здесь не работает. Кто бы что ни говорил, машины не покупают только из чувства патриотизма», — считает Хайцеэр. По его мнению, автомобили московского производителя покупают в периоды распродаж, которые проходят довольно часто: «Москвич» хорошо продается, только когда на него падает цена». Провальный январь эксперт объясняет отсутствием госзакупок, бюджет на которые ещё не успели выделить, что и отразилось на показателях.
Ещё одной из ключевых ошибок называют слишком большую дилерскую сеть при очень скромных продажах. «Это было крайне невыгодно, но и дилеры тоже виноваты, поскольку инициатива от них была чрезмерной», — говорит Олег Мосеев.
По мнению директора компании «Автомаркетолог» Татьяны Акимовой, на продажах сказывается невысокий спрос на электромобили. Кроме того, спрос на «Москвичи» падает и среди юридических лиц, что в перспективе будет оказывать гораздо большее влияние на продажи.
По мнению Яна Хайцеэра, для изменения ситуации нужно «в чём-то превосходить своих конкурентов». «Для этого нужно много средств, и нужно помнить, что самым крупным клиентом бренда все-таки является государство», — заявил эксперт.
«На месте «Москвича» я бы дожимал JAC и обеспечил полноценное сотрудничество. Например, сделал бы контрактную сборку. Чтобы завод стал экономически эффективным, нужно собирать хотя бы 50 тысяч машин в год», — добавил Олег Мосеев.