Защитим маленьких пассажиров вместе
В связи с ростом мировой автомобилизации растет количество аварий и повышается уровень травматизма. Наряду с проблемой защиты водителей и пассажиров также стоит детская безопасность. Данные Всемирной организации здравоохранения показывают, что каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибает около 262 тысяч детей, а около 10 миллионов получают травмы. И чаще всего родители при перевозке детей в автомобилях пренебрегают использованием автолюлек. Так, в России суммарный критический показатель игнорирования детских автокресел составляет около 73 %. Исследования доказывают, что с использованием автокресел получают травмы в ДТП на 71–82 % меньше детей, а погибают на 28 % меньше.
Серьезное ДТП: ведем себя профессионально.
История детского автокресла началась в 1935 году, в США. Изначально задача этого устройства была — удержать ребёнка на месте, чтобы тот не отвлекал водителя от дороги. Но проблема защиты ребенка набирала темп и через четыре года автокресло было усовершенствовано американцем Лестером Брессоном. Он смастерил из подручных материалов удерживающее устройство, прототип же будущего автокресла был оснащен ремнём безопасности, и крепился на штыре, вмонтированном в пол автомобиля. Еще через 19 лет в рамках Женевской конвенции было принято Соглашение об обеспечении детской безопасности в автомобиле, которое предполагало использование автокресел.
Ребенок в автомобиле: инструкция по эксплуатации.
Сегодня многие независимые мировые общественные организации, изучающие безопасность дорожного движения (немецкая ADAC, голландская ANWB, австрийская OAMTC) проводят многочисленные краш-тесты. Они подтверждают, что снизить тяжесть детских травм при ДТП и обезопасить нахождение ребенка в машине во время движения может только детское удерживающее устройство (ДУУ).
В конце июля, при поддержке социального проекта «Маленький Большой Пассажир» наша редакция отправилась в Мюнхен, где базируется штаб-квартира крупнейшей общественной организации автомобилистов Германии ADAC. Под руководством господина Андреаса Рацека, руководителя проектов по автомобильной безопасности, было проведено несколько краш-тестов детских удерживающих устройств.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Результаты исследований появляются на сайте организации два раза в год. Как правило, в июне обнародуется результат более масштабного теста: в среднем, во время него проходят испытания где-то 30 различных моделей, а в ноябре появляется результат второго теста, где в среднем, используются 15 моделей.
Интервью господина Андреаса Рацека.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Вопрос: Какую силу имеет заключение тестов ADAC?
Андреас Рацек: Результаты нашего теста публикуются тридцатью партнерами из разных стран Европы, и результаты эти читает довольно большое количество людей. Но и, безусловно, мы можем сказать, что родители используют результаты тестов, когда выбирают кресло.
Вопрос: То есть это авторитетная рекомендация?
Андреас Рацек: Мы с 2001 года проводим краш-тесты детских кресел на боковое столкновение и всячески обращали внимание производителей ДУУ на то, что всегда есть то, что можно улучшить в безопасности. Основное внимание мы обращаем именно на это. И вот в прошлом году была издана официальная директива с требованиями о проведении теста детских кресел именно на боковой удар. То есть мы своими тестами можем некоторым образом повлиять на законодательные нормы и требования к детским креслам.
Вопрос: Не могли бы вы вспомнить какой-нибудь случай, пример из практики, когда было прямо вопиющее нарушение, что-то конкретное?
Андреас Рацек: Есть такой пример с компанией Michelin, которые производят и продают шины. Когда они в первый раз представили на рынок две модели детских кресел, результаты наших тестов были очень плохие. И по результатам наших тестов была запрещена продажа этих кресел.
Вопрос: Какие тенденции сейчас самые передовые? Какие новинки можно ждать на рынке детских кресел?
Андреас Рацек: С точки зрения законодательства скоро появятся новые требования, согласно которым дети должны будут более долгое время ездить в детских креслах, направленных против движения. С точки зрения безопасности очень важно, чтобы до 1,5 — 2 лет ребенок ездил именно в таком положении — против движения, потому что самые частые виды аварий — это лобовое столкновение. Получается, что если кресло направленно против движения, то оно защищает всю спину ребенка, а зачастую, если кресло направлено по движению, то защищена только грудная клетка, а голова может резко наклониться вперед, и получается нагрузка на шею и на голову.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Вопрос: Что вы делаете с креслами, которые уже прошли краш-тест?
Андреас Рацек: Мы держим их у себя 3 месяца после теста до публикации результатов, а потом уничтожаем. Мы сохраняем себе один экземпляр просто как образец наших краш-тестов, если вдруг впоследствии возникают вопросы или претензии.
Вопрос: Могли бы вы вспомнить по поводу итогов тестов на вредные вещества? Были ли какие-нибудь поразительные примеры?
Андреас Рацек: Мы проверяем прежде всего состав обивки кресла, с которым непосредственно в контакте ребенок, наличие возгорающихся и воспламеняющихся материалов, ткань, которая используется, красители. Это самые основные группы материалов, которые мы анализируем. Есть определенные законодательные ограничения, но проблема вот в чем, при государственной проверке и сертификации тестируются отдельные элементы кресел: например, может отдельно протестироваться замок ремня или сам ремень. Но при сборке кресла могут возникать нарушения: например, производитель может использовать клей, содержащий вредные элементы. Хотя последние несколько лет мы наблюдаем, что количество вредных веществ снижается.
За первое полугодие 2014 года АDAC провел испытания производителей детских автокресел: Recaro, Kiddy, Besafe, Maxi Cosi, ABC Design, Romer, Chicco, Graco, Migo Saturn, Axkid, Peg Perego, Nania. Критерии оценивания во всех весовых категориях: безопасность, эксплуатация и эргономичность, наличие системы ISOFIX, содержание загрязняющих веществ.
- Отличная оценка: Recaro Recaro Privia & Fix (Isofix) в категории от 1-1,5 лет (вес до 13 кг).
- Хорошая оценка: BeSafe IZI Go X1 Isofix и Concord AirSafe & Airfix (Isofix) в категории от 1-1,5 лет (вес до 13 кг), Concord Ultimax.2 (Isofix) в категории до 4 лет (вес до 18 кг), Chicco Oasys 1 Isofix и Maxi-Cosi Pearl & 2way 2way Fix в категории от 1-4 лет (вес от 9 до 18 кг).
- Удовлетворительная оценка: Peg Perego Viaggio 1 Duofix TT (Isofix) в категории от 1-4 лет (вес от 9 до 18 кг), Nania I-Max SP ISOFIX в категории от 1 до 12 лет (вес от 9 до 36 кг).
- Неудовлетворительная оценка: ABC Design Risus Risus & Isofix Base в категории от 1-1,5 лет (вес до 13 кг).
Осенью мы опубликуем результаты тестирования вариантов детских автолюлек, которые проходили проверку во время нашего визита на испытательный полигон ADAC.
Безопасность ваших детей в ваших руках. Относитесь к выбору ДУУ внимательно, следите за результатами исследований, заботьтесь о маленьких пассажирах.
Scriptio: Инна Узун.
