В автодилерских кругах российской глубинки вновь зазвучали тревожные заявления о низком качестве китайских автомобилей. В частности – о большом количестве гарантийных ремонтов и возвратов. Однако эксперты не разделяют столь пессимистичную оценку. Они предлагают не паниковать, а включать голову и выбирать, с какими брендами из КНР сотрудничать предпочтительнее. Кроме того, важно уметь адаптироваться к азиатской специфике ведения бизнеса. Несмотря на отличия в организации сервиса и поставок запчастей, массовые китайские бренды (Chery, Haval, Geely) уже зарекомендовали себя как надёжные. Крик души или черный пиар? Казалось бы, с поставками китайских автомобилей и их обслуживанием в России всё более-менее наладилось. Однако региональные автодилеры стали чуть ли не в набат бить, жалуясь на качество новых машин из Поднебесной. Особенно в последнее время. Мол, половина из проданных постоянно в ремонте, запчастей не сыщешь, и механики отказываются заниматься устранением неполадок. Хайп против фактов Кроме того, якобы из-за низкого качества покупатели часто возвращают автомобили, в результате – волна юридических разборок. Одни убытки – и только. СМИ эту тему охотно подхватывают, потому что неистребима жажда хайпануть на чём-нибудь – привлечь к себе внимание, не сомневается автомобильный эксперт и автоподборщик Максим Пастушенко. «Сейчас таких заголовков масса. Это скорее кликбейт. Всё банально просто. За три года на рынке России возросло количество китайских автомобилей, и их доля неуклонно растёт. В чистых цифрах: чем больше автомобилей той или иной марки, тем больше отрицательных или положительных оценок. Стричь всех "китайцев" под одну гребенку нет никакого смысла, так же как и "французов", "немцев", "японцев"… Бывают истории, когда одна и та же модель, в зависимости от исполнения (разных двигателей, коробок передач), может быть удачной или неудачной, надёжной или ненадёжной, капризной или некапризной и так далее. Точно так же и здесь», – уверен специалист.От хаоса к системе Да, сложности с приобретением и заменой автозапчастей из Китая были немалые. Работа с брендами из КНР затруднялась отсутствием каталогов, сервисных сетей и доступа к фирменному программному обеспечению. С другой стороны, большинство российских дилеров со временем смогли выстроить алгоритм взаимодействия, отобрав китайских дистрибьюторов, которым можно доверять. Нахватали – теперь ноют Вероятно, не всем удалось этого добиться спустя три года. Если уж решено заниматься какой-то маркой, то надо полностью погружаться в неё, а не просто, нахватав «дилерств», делать то, в чём нет компетенций, говорит основатель компании E.N. Cars Евгений Забелин. «Ведь никто не заставляет работать с сомнительными поставщиками. Это же дело добровольное. Если вы вступили во взаимоотношения, то чего теперь жаловаться? Нужно было заранее выяснять все нюансы, до того, когда механики стали работать в убыток и так далее. Это – проблемы ошибочного выстраивания бизнеса. Неспроста же россияне стали больше доверять китайским автомобилям, поняли, что это – стоящие машины. Да, есть бренды, которые делают всякую ерунду, но они попадают на российский рынок эпизодически. Всё дело в выборе», – отмечает специалист.Страхи в прошлом Лет двадцать назад китайские автомобили, когда только начали поставляться в Россию, действительно ассоциировались с большими проблемами. Но с тех пор много воды утекло. Если рассуждать о «китайцах», условно говоря, 2018 года выпуска, то у них особых проблем нет. Тем более что есть гарантия на официально ввезённые автомобили, и с запчастями для большинства из них особых сложностей не возникает. Слом стереотипов Многое обусловлено особенностями китайской системы технической документации, отличающейся от принятых международных стандартов, поясняет партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Бывают трудности, но они не являются массовыми и болезненными. Я помню, например, большие проблемы с автомобилями ведущих европейских марок, в том числе премиальных. В своё время им хотелось быть в авангарде передовых технологий, но они не были до конца отработаны. Поэтому вот этот "плач Ярославны", что всё плохо, я бы расценил как нагнетание обстановки. На самом деле, есть очень интересные китайские машины, которые меня просто удивляют и радуют, или такие, как я говорю, нормальные – сел и поехал, что называется», – рассказывает автоэксперт.Гибкость подхода Опять же, стоит признать, что производитель из КНР достаточно гибкий и динамичный, отмечает в свою очередь Пастушенко. Зачастую после выхода модели, случаются «детские болезни», как, впрочем, и у американских, европейских, корейских или японских производителей. Но все они исправляются достаточно быстро, и спустя полгода машины из Поднебесной поступают уже без них. Китайское – значит надежно? Помимо прочего, стал меньше процент гарантийных обращений, добавляет со своей стороны Забелин. По его словам, сейчас таких буквально единицы: при ежемесячных продажах от 150 до 200 штук, за два года случаев ремонта по гарантии было всего 15-20. В основном это касается таких марок, как LiXiang, Zeekr и Voyah. По оценкам автоэкспертов, можно также совершенно спокойно доверять таким брендам, как Xiaomi, BYD и Denza (совместное предприятие BYD Auto и Mercedes-Benz Group). Правда, пока ни один из них в России официально не представлен.Цена переплаты Что же касается альтернативы китайским автомобилям, то особого выбора в том же ценовом сегменте нет. Если брать в расчёт американские, европейские, корейские или японские, то следует учитывать, что они, как правило, будут без гарантии производителя, предупреждает Моржаретто. А также – значительно дороже из-за очень высоких логистических издержек. Словом, теоретически можно, конечно, завтра купить условный Mercedes, но обойдётся он в среднем в 20 миллионов рублей. Не «китайцем» единым Другой вариант – присмотреться к российским брендам. Что, видимо, россияне и делают в последнее время. Эксперты агентства «Автостат» зафиксировали рост популярности автомобилей отечественного производства. Очевидно, сказывается то, что сейчас россиянам по карману скорее машины стоимостью до 2 миллионов рублей. Это как раз тот сегмент, который сегодня считается бюджетным. Тем временем ценник китайских автомобилей стартует с 2,5 миллиона.Не машины плохие В конечном счёте, китайские автомобили в России – это явно не катастрофа, как пытается представить определённая часть бизнеса. Да, есть проблемы с гарантийными случаями и адаптацией сервиса. Однако многие сложности связаны не с качеством, как выясняется, а с неготовностью подстроиться под новые правила. Вместо паники и стремления к кликбейтным заголовкам некоторым дилерам неплохо бы стать более ловкими при выборе проверенных поставщиков и глубже погружаться в специфику китайского авторынка. И главное – всегда помнить про старую добрую поговорку: семь раз отмерь, один раз отрежь.
В машину поместили два спальных места, кухню, душевую кабину и даже туалет. Специалисты московской компании Lux Form построили ультракомпактный автодом на базе российской малолитражки Lada Granta FL. Общая длина самоходного дома составляет 4 925 мм. Внутренняя высота жилого модуля – 1 558 мм. В продажу модель поступит в нескольких комплектациях по ориентировочной цене от 1,1 до 1,8 млн рублей. Производитель автодома уверен, что он подойдёт как для длительных, так и для краткосрочных путешествий.В компактном жилом модуле нашлось место для двух спальных мест (площадь 1 580 х 1 980 мм), туалета, рукомойника, душевой кабины с водонагревателем, стола, газовой плиты и шкафа. Бак для питьевой воды вмещает 70 литров. На борту имеется 5-килограммовый запас газа. Отопление пассажирского отсека обеспечивает бензиновый отопитель мощностью 2,2 кВт. В салоне имеются светодиодное освещение и электрическая розетка на 220 В. Пока производитель подготовил лишь выставочный образец кунга. Ожидается, что в случае начала серийного выпуска его можно будет приобрести, в том числе, отдельно от автомобиля.