Эксперты рассказали об итогах и прогнозах автомобильного рынка
В Москве состоялась III ежегодная конференция для аналитиков и маркетологов «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», организованная аналитическим агентством «АВТОСТАТ» и порталом AutoMarketolog.ru. Мероприятие проходило в Университета машиностроения, где собралось более 150 участников, в том числе представители более 20 автомобильных СМИ: печатных изданий, Интернет-порталов, телекомпаний.
В ходе конференции были представлены итоги и прогнозы практически по всем сегментам автомобильного рынка. Ведущие аналитики и эксперты дискутировали по темам: легковые автомобили, грузовики, легкие коммерческие автомобили, автокредитование, автострахование, сервис и послепродажное обслуживание автомобилей, автомобили с пробегом, рынок автозапчастей, кадры для автобизнеса, реклама в автобизнесе.
За три года, с 2009 по 2012, вклад России в прирост продаж новых автомобилей в мире составил 9 процентов. По оценке старшего менеджера «PwC» рынок легковых автомобилей в России в 2013 году увеличится на 2 900 тысячи (+5 процентов к аналогичному периоду предыдущего года).
По мнению главы гильдии маркетологов России Игоря Березина, рост авторынка сдерживается слабым ростом экономики России и наиболее вероятным сегодня является инерционно-рецессионный сценарий развития. Однако, в течение следующих пяти лет может быть предъявлен рациональный платежеспособный спрос на 16-18 миллионов новых автомобилей.
По данным директора АА «АВТОСТАТ» Сергея Целикова, российский рынок в 2012 году вырос по объему на 10,7 процентов и по объему и оказался на 6 месте в мире. Кроме того, уровень продаж новых легковых автомобилей превысил докризисный 2008 год на 0,6 процента. При этом структура рынка меняется, доля SUV выросла с тех пор с 19,1 до 31 процента, доля седанов сократилась — с 38,5 до 31 процента. В 2008 году средняя цена автомобиля составляла 22300 долларов, в 2012 году — 27300 долларов, число дилеров выросло с 3460 в 2008 году до 4230 сейчас.
По итогам 2012 года было зарегистрировано чуть более 330 тысяч новых коммерческих автомобилей. Большую часть рынка, практически 59 процентов занимают легкие коммерческие автомобили, 30,6 процентов приходится на сегмент HСV и 10,8 процентов — на CV.
Алексей Бессонов, начальник отдела разработки продуктов Департамента автокредитования представил видение рынка с точки зрения Русфинанс Банка. По его данным, в 2012 году общий объем выданных кредитов составил 957 тысяч штук — на новые и 184 тысяч штук — на подержанные автомобили. В целом рост к показателю прошлого года составил +17 процентов. Прогноз банка на 2013 год — 1,1 миллиона кредитов на новые и 222 тысячи — на подержанные автомобили. По мнению аналитика структура рынка автокредитования будет меняться в сторону увеличения кредитов на подержанные автомобили. Если в 2011 году соотношение было 87,5 процентов (новые) и 12,5 процентов, а в 2012 — 85,5 к 14,5 процентов, то к 2015 году, согласно прогнозу, соотношение будет 80 процентов к 20 процентам.
Анна Горячева, вице-президент — начальник Департамента по работе с физическими лицами (Газпромбанк) в качестве основных тенденций рынка автокредитования в 2012 году назвала комплексное сотрудничество представительств иностранных производителей автомобилей с банками-партнерами. Среди тенденций рынка она назвала повышение доходности банков за счет продажи дополнительных услуг и кредитных продуктов и включения их в сумму кредита.
По данным Натальи Жильцовой, генерального директора бизнес-направления INFIN (ГК «Независимость»), объем страховых премий КАСКО в РФ 2012 составил 193,2 миллиардов рублей. Лидером по объемам стала Москва (81,2 миллиардов рублей; доля — 42,1 процентов). На втором месте — Северо-Западный ФО (30,5 миллиардов рублей; 15,8 процентов). В тройке лидеров и Приволжский ФО (25,4 миллиардов рублей; 13,2 процентов). На последнем месте — ДФО с объемом 2,4 миллиардов рублей и долей 1,2 процента. Объем страховых премий ОСАГО в РФ 2012 составил 120,9 миллиардов рублей.
Дмитрий Роткин, генеральный директор компании «Белый сервис» заявил, что послегарантийный сегмент (3-10 лет) самый быстрорастущий и самый перспективный на Российском авто рынке. Средний возраст автомобиля в РФ — 8.1 лет, сообщил эксперт со ссылкой на данные GIPA.
Андрей Измалков, руководитель аналитического отдела ГК «РОЛЬФ» (BlueFish) познакомил с рынком автомобилей с пробегом. В 2012 году было продано 2,76 миллионов новых и 5,42 миллионов подержанных легковых автомобилей. Если по новым прирост к 2011 году составил 10 процентов, то объемы продаж автомобилей с пробегом увеличились на 14 процентов.
По статистике, которую привел Сергей Удалов, исполнительный директор АА «АВТОСТАТ» суммарный объем рынка автокомпонетов и запчастей в России в 2012 году оценивается в 41,84 миллиардов долларов. Более половины этого объема приходится на вторичный рынок. По мнению эксперта, в ближайшее время этот рынок будет расти на 10-15 процентов в год. Это будет происходить за счет увеличения как производства, так и парка автомобилей. Структура рынка достаточно быстро меняется в сторону иномарок. На их долю приходится 70 процентов рынка. Но основной объем компонентов и запчастей для иномарок не производится в стране, а импортируется.
Аркадий Скворцов, заместитель директора автомобильного института Университета машиностроения (МАМИ)", обозначил существующие проблемы инженерного образования и провел анализ специальностей для автобизнеса, представленных в ВУЗах.
Согласно исследованию Ярослава Зайцева, руководителя сектора исследования автомобилей TNS, среди потенциальных покупателей автомобиля у 71 процента уже есть личный автомобиль, 16 процентов покупают первый автомобиль в семью, у 13 процентов он есть в семье, и эта категория покупает себе личный автомобиль.
По затратам на рекламу (ТВ, пресса, радио, наружное размещение) легковой транспорт занимает второе место — 27,9 миллиардов рублей (+27,1 процентов к аналогичному периоду предыдущего года) и уступает только торговым организациям — 40,4 миллиардов рублей (+14,9 процентов). На третьем месте — массовые зрелища — 14,3 миллиардов рублей (+11,1 процентов).