Американцы испытали первый супердвигатель T901 для Black Hawk и Apache
Часть деталей к мотору печатают на 3D-принтереО завершении первого этапа испытаний прототипа мотора T901 сообщило издание Autoevolution. Программа General Electric предусматривает продолжение экспериментов с агрегатом. До момента производства прототипам предстоят 1 500 часов полномасштабных наземных тестов и 5 000 часов квалификационных испытаний.
/imgs/2022/10/12/09/5622387/6c40e2a67280093c7bd85d388d3f8015c86b583f.jpg)
/imgs/2022/10/12/09/5622384/3204b73da836470ab255315c50c5fac223c6dfcb.jpg)
/imgs/2022/10/12/09/5622387/6c40e2a67280093c7bd85d388d3f8015c86b583f.jpg)
/imgs/2022/10/12/09/5622384/3204b73da836470ab255315c50c5fac223c6dfcb.jpg)
© General Electric
По словам Тома Чемпиона, руководителя программы GE T901, испытания первого экземпляра T901 прошли крайне успешно. Разработчики находятся под большим впечатлением от производительности и состояния компрессора, камеры сгорания и секций турбины, а также деталей, изготовленных методом 3D-печати, и композитных элементов с керамической матрицей. При производстве компонентов применяются аддивные технологии прямого лазерного плавления металлов.
Второй опытный экземпляр двигателя T901 пройдёт испытания в 2023 году на заводе General Electric в Линне, штат Массачусетс, а после этого будет направлен на высокоточные замеры в Эвендейл, штат Огайо.
Серийные моторы T901 планируется использовать на военных вертолётах UH-60 Black Hawk и AH-64 Apache. Этой же силовой установкой укомплектуют продукт программы Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA). За победу в конкурсе на поставку вертолётов борются Bell 360 Invictus и Sikorsky Raider X. Уже стоящие на вооружении машины переведут на T901 путём простой замены силовых агрегатов: новый двигатель имеет тот же монтажный корпус и крепления, что и эксплуатирующиеся ныне моторы T700.
Повышенный интерес к турбовальному вертолётному двигателю T901 не случаен. Мощность этого мотора на 50% выше (3 000 л. с.), а топливная эффективность лучше на 25%. Расчётный срок службы увеличен на 20% – до более чем 6 000 часов и 15 000 циклов. Агрегат позволит существенно сократить вредные выбросы в атмосферу. С 2010 года на разработку и тестирование технологий T901 General Electric уже потратила свыше 300 млн долларов. В 2019 году армия США выбрала GE T901 победителем программы ITEP. Контракт предусматривает выделение 517 млн долларов в период по август 2024 года.
Кстати, накануне стало известно, что аэрокосмическая компания Lockheed Martin провела первые квалификационные лётные испытания нового реактивного снаряда ER GMLRS для РСЗО HIMARS. Управляемая ракета должна существенно превзойти по дальности базовый снаряд GMLRS.