«Ужасная» Toyota, про которую никто не знает: 5 фактов о монстре 222D
Ей не удалось поучаствовать в гонках… И слава Богу!Дела давно минувших дней
Последние три года заводская команда «Тойоты» громит соперников в мировом ралли, тем самым продолжая старые добрые традиции. Еще в 1975 году Ханну Миккола на Corolla Levin оказался самым быстрым в родных финских лесах. Позже наступило время заднеприводных Celica Twin Cam Turbo, которые доминировали на тяжёлом этапе Safari и даже удостоились прозвища «Королевы Африки». В первой половине девяностых пилоты на Celica четырежды становились чемпионами, но затем эпоха триумфа сменилась чередой разочарований и поражений. Компании пришлось временно покинуть чемпионат после гениального мухлежа с рестриктором купе следующего поколения. Про сломавшуюся в 1999-м за триста метров до финиша и лишившую Карлоса Сайнца очередного титула Corolla WRC без слёз не вспомнишь. Прекрасно понимаем чувства штурмана Луиса Мойи, высадившего хэтчбеку заднее стекло своим шлемом…
/imgs/2022/07/21/09/5504474/2776e73b7baa76f08a27becd93e3e07b5b589aaa.jpg)
Далеко не факт, что в копилке «Тойоты» оказалось бы больше титулов и кубков, если бы автоспортивные чиновники дали зеленый свет технике Group S. Несостоявшийся проект 222D оказался довольно противоречивым, а его перспективы весьма туманными.
MR2? Не совсем
Несмотря на определённое внешнее сходство с маленькой серийной моделью первого поколения «три двойки» имел множество кардинальных отличий. Расположение силового агрегата позади салона в пределах колесной базы у MR2 и 222D них общее: тойотовцев явно вдохновляли успехи Peugeot 205 T16 и Lancia Delta S4 группы B с аналогичной компоновкой. В остальном — две разные планеты.
/imgs/2022/07/21/09/5504481/ba955e48121e838404c7e8880e97f52d84a27d77.jpg)
/imgs/2022/07/21/09/5504482/38e6160f63892b5b7562646aa479ccc91635a7fb.jpg)
/imgs/2022/07/21/09/5504480/6a9e8b30a83ffc0836051045df022fbb074a6689.jpg)
/imgs/2022/07/21/09/5504481/ba955e48121e838404c7e8880e97f52d84a27d77.jpg)
/imgs/2022/07/21/09/5504482/38e6160f63892b5b7562646aa479ccc91635a7fb.jpg)
/imgs/2022/07/21/09/5504480/6a9e8b30a83ffc0836051045df022fbb074a6689.jpg)
Инженеры экспериментировали с тремя двигателями. Под капот одного из прототипов впихнули турбонаддувный 4T-GTE объемом 2,1 литра от Celica Twin Cam Turbo. По слухам, был вариант с V6, который, как и «четвёрка» мог развивать до 600 л.с. Но в итоге остановились на 2,2-литровом (фактический объем — 2140 куб. см) моторе «503E» от болида Toyota 88C группы C и другой техники для шоссейно-кольцевых гонок, включая Eagle HF89, HF90, Eagle MkIII и Toyota Supra GT500. Самые мощные итерации выдавали около 800 л.с. У 222D отдача чуть скромнее — «всего» 750 л.с.
Задний и полный привод
Трансмиссия — особый разговор! Инженеры разрабатывали моноприводную версию для асфальтовых ралли и полноприводную с трансмиссией фирмы Xtrac под грунтовые и зимние этапы. На автомобиле с задними ведущими колёсами мотор и КП стоят продольно. У его собрата — поперечно. Изначально сухая масса моноприводной модификации составляла 750 килограмм.
/imgs/2022/07/21/09/5504488/14031671af6186db28a012e4196498aa5b8eccee.jpg)
Стало быть, энерговооруженность у нее идеальная — 1 лошадиная сила на 1 килограмм. Правда, после корректировок регламента минимальная допустимая масса должна была вырасти до тонны.
Безумный зверь
Toyota 222D выглядит многообещающе с поправкой на конец восьмидесятых, но, судя по всему, не вызывала энтузиазма даже у причастных к её рождению. «Вы никогда не знали, что она выкинет. Столь легкая машина с такой короткой базой и мощностью могла отправиться в занос в любой момент без всякого предупреждения», — жаловался владелец Toyota Team Europe Уве Андерссон.
/imgs/2022/07/21/09/5504490/eaaf4d0787f3dbc8e961d363bfc5b5a53ae984f5.jpg)
Джон Дэй из TTE тоже не лукавит и называет вещи своими именами. «Он ужасен! Это абсолютно неуправляемый автомобиль. Он просто делает то, что хочет. У него недостаточная поворачиваемость, избыточная поворачиваемость и огромный турболаг — около трёх секунд при полной мощности. В 1980-х просто не существовало технологии создания хороших ралли-каров. Все, что имелось у группы B, — это мощность и прижимная сила. У 222D очень короткоходная подвеска. Если если он не справляется с быстрым ухабистым поворотом, то просто выпрыгивает наружу. Управление наддувом отсутствовало. Двигатель 503E хоть выдает 600 л.с., но он лишен системы контроля», — приводит его слова интернет-ресурс Petrolicious.
Сколько их было и сколько осталось?
В конце восьмидесятых комитет FISA (Fédération Internationale du Sport Automobile) счёл группу S потенциально опасной и объявил об отмене её запуска. Известие не на шутку разозлило некоторых участников, чьи машины находились на финальной стадии разработки. По «трём двойкам» тоже проделали огромную работу. Компания построила одиннадцать прототипов.
/imgs/2022/07/21/09/5504491/684efa82492cac2653af841c3d3359951b1e7464.jpg)
Пять из семи полноприводных и три из четырёх заднеприводных уничтожены. Таким образом, сохранились две чёрные и одна белая Toyota. Поговаривают, что на ходу лишь одна.
