Убийственно мощные: Audi против Lancia и не только
Вспоминаем автомобили безумной раллийной эпохиAudi quattro A1/A2
Сенсационный революционный «Кваттро» с системой полного привода и рядной «турбопятёркой» первоначально подготовили по требованиям Group 4. По ходу раллийной пьесы стало ясно, что машина ожидаемо сильна на скользких покрытиях, однако страдает не только от «детских болезней», но еще и демонстрирует недостаточную поворачиваемость. Рядная «турбопятёрка» висела за передней осью, делая развесовку далекой от оптимальной.
/imgs/2024/01/11/14/6307611/72255e91747c0c7866b9fa67c77550227bf3d6db.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307613/b5b674243ff8dcbff61ee66554ffb4171adfada0.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307610/dcc36acd3f2bcee4c27dfe00a231f6a8b985924e.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307612/585cc673a78e48bb8bef3f663739e64c668a10b2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307611/72255e91747c0c7866b9fa67c77550227bf3d6db.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307613/b5b674243ff8dcbff61ee66554ffb4171adfada0.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307610/dcc36acd3f2bcee4c27dfe00a231f6a8b985924e.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307612/585cc673a78e48bb8bef3f663739e64c668a10b2.jpg)
© Audi
Cовершив трансфер в Group B автомобиль обзавёлся более лёгким алюминиевым мотором, раздутыми крыльями и обозначением A1. Представленный немногим позже A2 отличался чуть уменьшенным рабочим объем (по факту те же 2,1 литра), 20-клапанной головкой блока цилиндров вместо десятиклапанной, отдачей до 370 л.с. против максимальных 340 л.с. у первой итерации и более широким применением кевларовых кузовных панелей для снижения веса.
Audi Sport quattro S1/E2
События в Мировом раллийном первенстве развивались стремительно. Стоявший на месте быстро превращался в аутсайдера, и Audi была вынуждена оперативно реагировать. Следующим значительным этапом стало рождение монструозного Sport quattro S1.
/imgs/2024/01/11/14/6307621/0ca5bf7f827d55c7fe7fb79d7832cf4f26de4dd2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307624/554ac4bd50afd0e3429ed91215a4cb460fe3db96.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307623/d0c47bfbe78c7950781a85fe3ab56dca191cffa3.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307625/e4551867372a07c10726e205420c6d0b7dce8af2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307622/aa383e12415ec67e758344b07364eaa4990a5ff9.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/01/11/14/6307626/65122620ad258cdeed5c6abb8e9233a9d9ff15f8.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307621/0ca5bf7f827d55c7fe7fb79d7832cf4f26de4dd2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307624/554ac4bd50afd0e3429ed91215a4cb460fe3db96.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307623/d0c47bfbe78c7950781a85fe3ab56dca191cffa3.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307625/e4551867372a07c10726e205420c6d0b7dce8af2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307622/aa383e12415ec67e758344b07364eaa4990a5ff9.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307626/65122620ad258cdeed5c6abb8e9233a9d9ff15f8.jpg)
© Audi
Колесную базу радикально сократили на 300 мм для пущей вертлявости. По факту это только ухудшило распределение массы по осям. Прибавьте сюда любящий высокие обороты 20-клапанник мощностью до 450 л.с., и вы получите взрывоопасную смесь! Audi требовала твёрдой руки и раскрывалась во всей красе, когда пилот «валил на все деньги».
/imgs/2024/01/11/14/6307643/91ecb792da3eb6c95ef6d4456a1d1b2d2d249552.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307639/e4c2021bcd69c56806470a9e34f20cdbd7363694.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307641/a151fae916275d2e29e7fecadd1ae68ad0b13b46.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307644/53b56e1dd24083b41f8e5ce44242b6c8c94ab4a2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307640/f728edda0d1e9bdbb1636224423230f03e9d1a5a.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/01/11/14/6307642/439b8e99fa1273bf68ed28d86ae6484097ed80a2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307643/91ecb792da3eb6c95ef6d4456a1d1b2d2d249552.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307639/e4c2021bcd69c56806470a9e34f20cdbd7363694.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307641/a151fae916275d2e29e7fecadd1ae68ad0b13b46.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307644/53b56e1dd24083b41f8e5ce44242b6c8c94ab4a2.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307640/f728edda0d1e9bdbb1636224423230f03e9d1a5a.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307642/439b8e99fa1273bf68ed28d86ae6484097ed80a2.jpg)
© Audi
К 1985 году подоспела «эволюция» Audi Sport quattro E2 с исправлением основных недочётов. Радиаторы перенесены в багажник для оптимизации развесовки до почти идеальных 51/49 в зависимости от настроек. Волшебники из Audi заодно поколдовали над мотором — добавили крутящего момента в диапазоне средних оборотов и взвинтили мощность вплоть до неимоверных 590 л.с. Межосевой дифференциал, прежде распределявший тягу в пропорции 50:50, уступил место блокируемому вискомуфтой «диффу» с возможностью передавать на одну из осей до 80 процентов тяги. Иначе говоря, прогресс по всем фронтам!
Болельщикам E2 в первую очередь запомнился впечатляющим аэродинамическим оперением. Оно выглядело эффектно и, самое главное, генерировало до полтонны прижимной силы на высоких скоростях.
Lancia Rally 037
В 1983 году не располагавшая технологией полного привода «Лянча» выступила с полностью оригинальной Rally 037, антиподом quattro. Компоновка среднемоторная, а не переднемоторная, ведущие колеса задние, турбокомпрессору предпочли механический нагнетатель, а стойкам МакФерсон — подвеску на двойных поперечных рычагах. Налицо преемственность поколений: Rally 037 по сути являлась идейным наследником легендарной и очень успешной Lancia Stratos из семидесятых годов.
/imgs/2024/01/11/14/6307661/4d1a9dba68dc650d0a21cd43fdad00a8170947b8.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307658/6d83289f46a543c20f005d0e6f78705f2fc2702a.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307659/7fed6e1e39b21dc50c94a4c7f096cbd1f8c46960.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307657/39188331173ff8959956ab29c8c48801c45a0529.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307660/bddf32d07b995cc58a494fa6d8a351f1c55ae582.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/01/11/14/6307661/4d1a9dba68dc650d0a21cd43fdad00a8170947b8.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307658/6d83289f46a543c20f005d0e6f78705f2fc2702a.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307659/7fed6e1e39b21dc50c94a4c7f096cbd1f8c46960.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307657/39188331173ff8959956ab29c8c48801c45a0529.jpg)
/imgs/2024/01/11/14/6307660/bddf32d07b995cc58a494fa6d8a351f1c55ae582.jpg)
© Lancia
Вторая итерация с 2,1-литровым мотором выдавала до 345 л.с. и пусть эта величина не кажется вам скромной. Итальянская красотка легче, чем Audi и не уступала ей по энерговооруженности. Внешнее сходство с дорожной Lancia Beta Montecarlo очевидно, хотя между машинами очень мало общего. У «Беты» позаимствована центральная часть кузова. Спереди и сзади пространственные трубчатые конструкции. Мотор размещён продольно, а не поперечно.
Выдающийся ралли-кар ассоциируется не только с победами на этапах, но и с трагедиями. На корсиканском ралли 1985-го в аварию попал экипаж Аттилио Беттеги и Маурицио Перессино. Штурман пострадал, но выжил. Пилота, увы, спасти не удалось.
Lancia Delta S4
Rally 037 достойно боролась с грозными Audi и победила в Кубке конструкторов 1983 года. Тем временем Sport quattro тоже не стоял на месте, поэтому участие в новой части итало-немецкой схватки приняла среднемоторная полноприводная Delta S4. Она не имела практически ничего общего с дорожной «Дельтой», за исключением лобового стекла и пары-тройки дизайнерских решений. Под кузовными панелями из углепластика и карбон-кевлара скрывается пространственная трубчатая рама. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1,8 литра снабдили механическим нагнетателем и турбокомпрессором для отзывчивости в широком диапазоне оборотов. Пиковая отдача, по некоторым данным, превышала 550 л.с.
/imgs/2024/01/11/15/6307734/377b41346207d17098f94b20a57390e7b1c9878e.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307733/2a1f629defcf660139f35a257d22aeef101afef5.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307735/9eb5b84750d2601ad3769bc091036e017ffb4906.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307736/3ab469b9f02ef9fecac5cb3c8ce002a93bf4b569.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307734/377b41346207d17098f94b20a57390e7b1c9878e.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307733/2a1f629defcf660139f35a257d22aeef101afef5.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307735/9eb5b84750d2601ad3769bc091036e017ffb4906.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307736/3ab469b9f02ef9fecac5cb3c8ce002a93bf4b569.jpg)
© Lancia
Delta S4 имела все шансы выиграть чемпионат, однако запомнилась отнюдь не триумфом, а катастрофой. Спустя год после аварии Беттеги на Корсике вновь случился другой ужасающий инцидент. Автомобиль под управлением Хенри Тойвонена и Серхио Кресто вылетел с дороги, упал на деревья и мгновенно превратился в пылающую западню. Оба спортсмена погибли на месте. Резонансная катастрофа поставила точку в истории группы B. Начиная с 1987-го они канули в Лету, а на первый план вышли гораздо более безопасные ралли-кары категории А на базе товарной продукции.
Peugeot 205 T16
Почему гонщики на Audi и Lancia не стали чемпионами в последние годы существования группы B? Ответ перед вами! Peugeot чуть запоздала со своим среднемоторным малышом по мотивам одноимённой серийного хэтчбека 205, но отыгралась сполна. В послужном списке суперкара шестнадцать выигранных этапов, два чемпионских титула в личном зачёте и две победы в категории производителей.
/imgs/2024/01/11/15/6307746/4cbc64eb45d605cdd8f386c5c04c4b811c20f5ae.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307749/8dfaec9126580a5b9a98b7baecd02d7002b9d774.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307748/dd6036ba6be52555d02894ff431086f4072ea5d1.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307747/aeacf2c6924352ed0aff6a225cdcecdd81dfbe6c.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307746/4cbc64eb45d605cdd8f386c5c04c4b811c20f5ae.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307749/8dfaec9126580a5b9a98b7baecd02d7002b9d774.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307748/dd6036ba6be52555d02894ff431086f4072ea5d1.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307747/aeacf2c6924352ed0aff6a225cdcecdd81dfbe6c.jpg)
© Peugeot
Интересно, что турбокомпрессорный 1,8-литровый агрегат встроен в шасси не продольно, а поперечно ради удобства обслуживания ремней и газораспределительного механизма. Первоначальная мощность — до 350 л.с.
/imgs/2024/01/11/15/6307755/f3f84ab210c7409238289d3be415fa033df8b482.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307754/9748cb2cf8ae153ffaf119f13f4c4e669e29c7cd.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307756/b6a61021d7a3838de8421a73f027858e379a12e2.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307755/f3f84ab210c7409238289d3be415fa033df8b482.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307754/9748cb2cf8ae153ffaf119f13f4c4e669e29c7cd.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307756/b6a61021d7a3838de8421a73f027858e379a12e2.jpg)
© Peugeot
Вскоре «Пежо» выкатила «эволюцию» с усовершенствованной аэродинамикой, более производительным турбонагнетателем и интеркулером (до 550 л.с.).
Ford RS200
Фордовский суперкар не смог взять титул, но тем не менее достоин пристального внимания. Шасси занимался конструктор Формулы 1 Тони Саутгейт, а к облику приложил руку художник ателье Ghia Филиппо Сапино. Компоновка разительно отличается от других машин группы B: наддувный «один и восемь» (до 450 л.с.) установлен продольно за кабиной, а пятиступенчатая механическая КП отнесена к передней оси из соображений развесовки.
/imgs/2024/01/11/15/6307765/1b2e670f91d4269405ec9561af69e41b0d801f4d.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307764/93330374c32ca2f5817193d4aaaed99adcabe4d1.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307762/a5d4e8b766b09c9f42b878f443f8b2ef8d10e3db.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307763/e53c59543a5669dfb27c80393a9b8f234816f935.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307765/1b2e670f91d4269405ec9561af69e41b0d801f4d.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307764/93330374c32ca2f5817193d4aaaed99adcabe4d1.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307762/a5d4e8b766b09c9f42b878f443f8b2ef8d10e3db.jpg)
/imgs/2024/01/11/15/6307763/e53c59543a5669dfb27c80393a9b8f234816f935.jpg)
© Ford
Команда готовила также экстремальный 650-сильный вариант Evolution, но ему не суждено было выйти на гоночные трассы из-за запрета группы B.
Завершая обзор знаменитостей яркой и драматичной эпохи стоит вспомнить слова гонщика Алесcандро Беттеги, сына трагически погибшего Аттилио Беттеги: «Группа B была самым ярким выражением ралли, но в этом шоу присутствовало много рисков, и некоторые люди, такие как мой отец, поплатились за это. Я думаю, что соревнование отошло от своих корней в том смысле, что история этого вида спорта основана на автомобилях, созданных на основе серийной техники, а группа B настолько далека от неё, насколько это возможно».
