Журнал «Автомобильное дело» 1900 года: все новинки транспорта
О чём писали в автомобильных журналах 123 года назад.Журнал просуществовал с 1894 по 1916 год, и за это время свет успели увидеть 635 номеров. Редакторами издания были братья Орловские, один из которых, напомним, совершил невероятное путешествие из Санкт-Петербурга в Англию на велосипеде.
В первом номере 1900 года (который вышел под порядковым номером 310) авторы подводят итоги 1899-го года.
«Начнём с самого главного — пользования самокатом (то есть велосипедом — прим. ред.) как средством передвижения. В 1899 году городской управой было зарегистрировано 5000 новых самокатов — это повысило число ездящих по городу велосипедистов с 15 до 20 тысяч! Полагаем, что это нельзя не причислить к успеху распространения самокатов. Правда, для успеха этого в минувшем году условия были замечательно благоприятны благодаря выдаче билетов на право езды Обществом велосипедной езды и редакцией «Самоката», — пишут Орловские.
/imgs/2023/02/11/02/5790880/fb3eca702e6354db03c0a59bb5c81ba235356cde.jpg)
© rusneb.ru
Отмечают журналисты и заметно выросший по сравнению с 1894 годом интерес к велосипедным гонкам. И, если туризм в то время не был очень популярен, то марафон «Москва — Санкт-Петербург» привлёк в Россию множество иностранцев, которые не только приняли участие спортивных мероприятиях, но позднее также посетили Одессу и Киев.
Кроме того, авторы отмечают, что после успеха прошедшей осенью 1898 года автомобильной гонки стало понятно, что в России появилась потребность в организации автоклуба. Спустя год любители автомобилей получили возможность обмениваться опытом в филиалах в Санкт-Петербурге, а власти в крупных городах задумались о возможности свободного допуска моторного транспорта на улицы. И это при том, что на педальном транспорте было запрещено выезжать на все пешеходные улицы, даже если по ним никто не ходит.
«Попутно с этим управа разрешила двум компаниям устроить несколько линий движения на моторных омнибусах. Между тем, невзирая на такие очевидные успехи автомобилизма в России, во французской печати появились сообщения как раз обратные этому, в силу которых выходило, что русские дороги совершенно не пригодны для езды автомобилей», — негодуют Орловские.
/imgs/2023/02/11/02/5790881/6c9ea83e741a3bf99a3a3423f4e455dda1bf7284.jpg)
© rusneb.ru
Кроме того, отмечаются успехи русских изобретателей в области воздухоплавания. А если точнее — в создании воздушных шаров, которые могли совершать управляемые полёты.
Журналисты также отметили, что за последний год значительно увеличилось количество писем от читателей, которые просят совета по выбору двигателя и непосредственно личного транспортного средства. В итоге авторы сетуют, что попросту не успевают ответить на все запросы лично, так что они решили написать отдельную статью.
«Техника постройки моторов в 1900 году дошла до постройки лёгких колясок. Двухместных, иногда с третьим добавочным сиденьем, с достаточно сильным мотором для разных скоростей (35—40 км/ч), с двумя и тремя переменами скорости, на рессорах и пневматике, и всё это за цену от 1250 до 1600 рублей на заграничных фабриках. Пошлина и провоз обходятся примерно в 250 рублей», — пишут эксперты.
/imgs/2023/02/11/02/5790882/d281ec543dcd2002cc361a01959bdd72e9129cdc.jpg)
© rusneb.ru
По мнению редакторов, подобные лёгкие автомобили значительно превышают по комфорту и управляемости более тяжёлые модели, вмещающие от четырёх до десяти пассажиров. Помимо этого, большие машины потребляют намного больше топлива, смазки и, в целом, требуют большего ухода, а их выпуском занимается гораздо меньше производителей, так что ждать свою коляску нужно будет не пару месяцев, а не менее полугода. Да и места компактные коляски занимают гораздо меньше.
Кстати, уже в 1900 году в России встречались недобросовестные дилеры, о чём говорится на страницах еженедельника. Правда, речь идёт о продавцах не автомобилей, а велосипедов. В частности, один из братьев Орловских увидел крайне заманчивое объявление в витрине магазина, согласно которому любой желающий мог получить новый педальный транспорт всего за 5 рублей — и это при том, что обычная цена такой техники составляла около 150 рублей!
/imgs/2023/02/11/02/5790883/72a3215057272ec548bcdee80a7922cf02b870ee.jpg)
© rusneb.ru
Журналиста не смутила странная схема с распространением купонов среди своих знакомых, так что он решил внести депозит. И только добравшись до редакции и проведя расчёты, писатель понял, что это больше напоминает пирамиду и его попросту обманули.
Отдельного упоминания служит колонка новостей, размещённая на страницах журнала.
4 декабря ломовой извозчик Анисим Доненко, 39 лет, проезжая с кладью от Николаевского вокзала напротив дома номер 161 по Обводному каналу, ударил свою лошадь. Лошадь же, закинув зад, ударила Доненко в левый глаз, причинив ему ушибы головы с повреждением черепа. Пострадавший отправлен в больницу.
/imgs/2023/02/11/02/5790884/0dfae287af1f1463086adc175d43e7c1cfcc956f.jpg)
© rusneb.ru
Полностью ознакомиться со всеми номерами вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
В царской России начала прошлого века наряду с велосипедами и автомобилями активно набирали популярность коньки и особое развлечение с их использованием — бег с парусом. В издании говорится, что эта зимняя забава пришла в нашу страну из США и Скандинавии, где это было не просто развлечением, но и вполне увлекательным и зрелищным видом спорта.