Петербургский автосалон 1913 года: новейшие автомобили царской России
На мероприятии были представлены машины 78 производителей со всего мираСамо мероприятие состоялось в мае 1913 года и было организовано Императорским российским автомобильным обществом, а в книге авторы подчёркивают, что проходит выставка под покровительством великого князя Сергей Михайловича.
«Состоявшаяся под высочайшим его императорского величества покровительством IV Международная автомобильная выставка, прошедшая с таким небывалым успехом, имела своей целью показать русскому правительству и обществу современное положение автомобиля, как в смысле усовершенствования его конструкции, так и в смысле применения автомобиля в различных условиях общественной и государственной жизни», — говорится в издании.
/imgs/2023/05/30/13/5924883/976c34a51ea7caf3181fbbd5a597b4b2db8afd94.jpg)
© rusneb.ru
В издании говорится, что петербуржцам показали «изящные автомобили для города и туризма», а также технику специального назначения: пожарные и медицинские машины, тракторы, моторные лодки и судовые двигатели, военную технику с дополнительными прожекторами, телеграфными и радиостанциями, а также пулемётами. Кроме того, Главное управление генерального штаба выставило на всеобщее обозрение авиационный обоз, а в отдельном зале посетители могли увидеть новейшие смазки, сорта горючего, сосуды для хранения (сегодня это называется канистрами), новейшие шины, светотехнику, цепи и всевозможный обвес, который более века назад считался передовым.
Выставка дала яркую картину того почётного положения, которое занял автомобиль за последнее время в жизни государства и общества.
Всего на автомобильной выставке была представлена продукция 78 производителей из Германии, Франции, Великобритании, США, Италии, Бельгии, Швеции, Австрии и Швейцарии. Разумеется, отечественные предприятия также представили свои новинки.
/imgs/2023/05/30/13/5924884/351d5dbccf012ccf7633f710b844d90897f5e238.jpg)
© rusneb.ru
Кстати, в то время Россия была для Германии едва ли не крупнейшим рынком экспорта, а немецкие автомобили традиционно пользовались в нашей стране спросом. Впрочем, авторы отмечают, что за последние пару лет значительную конкуренцию им смогли создать французы.
В начале прошлого века автомобильная промышленность начала зарождаться и в Америке. Местные производители активно начали проводить экспансию на европейских рынках, в том числе и в России.
Несмотря на расходы на перевозку и многие недостатки американских машин, экспорт их в Европу ежегодно увеличивается и тематические журналы заговорили об «американской опасности». Трудно предсказать американцам большой успех на европейском или российском рынках, но несомненный их плюс — большое количество дешёвых моделей.
/imgs/2023/05/30/13/5924885/da6f769556f18cd1717d9dfbab386dd148df06aa.jpg)
© rusneb.ru
На одном из самых крупных стендов моторшоу была выставлена продукция компании Delage — одного из старейших французских автопроизводителей. На нём были выставлены модели с двигателями мощностью от 8 до 60 лошадиных сил для города, путешествий и спорта.
По соседству посетители выставки могли познакомиться с двумя новинками британской компании The Lanchester Motor, главной особенностью которых стало оригинальное расположение двигателя между передними сиденьями и впереди них, «непосредственно под кароссери».
Среди европейских брендов также можно выделить Laurin & Clement, сегодня более известный покупателям по всему миру как Skoda. Изначально фирма занималась производством велосипедов, но любовью покупателей её продукция начала пользоваться едва ли не после выпуска первого автомобиля благодаря надёжности и простоте конструкции. Модельный ряд бренда состоял из шасси с моторами мощностью 20, 30 и 40 сил.
/imgs/2023/05/30/13/5924886/489f492b8bb531252b4f6a0f5a88522d3072c598.jpg)
© rusneb.ru
По соседству с чешской компанией свои новинки представил Peugeot, который к тому времени выпускал ежегодно около 8500 автомобилей и 9000 велосипедов и мотоциклов, а линейка включала в себя шесть типов шасси с отдачей мотора от 14 до 40 «лошадей».
На стенде компании Renault, которая в начале прошлого века славилась как производитель едва ли не самых качественных транспортных средств в Европе, было представлено сразу несколько новых моделей с силовыми установками мощностью от 9 до 45 сил. Кстати, именно у этой компании заказывал автомобиль для личного пользования император России Николай II.
И, разумеется, свои новинки представил россиянам Daimler, сегодня более известный как Mercedes-Benz. В 1913 году инженеры марки полностью обновили модельный ряд машин — в список вошли пять типов шасси с четырьмя вариантами двигателей мощностью от 20 до 38 сил.
/imgs/2023/05/30/13/5924887/0d2eb1523f720c90c46e4376a0645448d21c5729.jpg)
© rusneb.ru
Одним из крупнейших американских производителей на выставке стал Hupp Motor Car Company, штаб-квартира которого располагалась в Детройте. В первый же год предприятие выпустило около 500 автомобилей: с конвейеров сходило два типа шасси с моторами мощностью 20 или 32 силы, на которые устанавливались любые типы кароссери, то есть кузова.
«Завод имени Пузырёва являлся первым российским предприятием, которое было основано исключительно для производства автомобилей. Из-за желания выработать свой собственный тип автомобиля, наиболее подходящий к русским условиям, а также стремления избежать услуг иностранцев, в первое время завод занимался исключительно ремонтом машин», — говорится в издании.
Это позволило заводчанам внимательно изучить конструкцию транспортных средств сторонних производителей, узнать, какие компоненты пригодны для российской эксплуатации. И только после этого на площадке наладили собственное производство.
/imgs/2023/05/30/13/5924888/b553bb2f1fc1015d7d7fa20d5cb378dbfa94f618.jpg)
© rusneb.ru
В 1913 году с конвейеров площадки сходили машины с моторами 28 и 40 лошадиных сил для города и путешествий, также на предприятии выпускали спортивные шасси.
Не обошлось на автосалоне и без премьеры новых моделей Русско-Балтийского завода.
«Производство автомобилей в России носило раньше случайный характер, но только в 1909 году Русско-Балтийский завод решился организовать серийный выпуск машин», — пишут авторы.
/imgs/2023/05/30/13/5924889/a2f0e392fd48e5c9f0cbac01f9f59b4154190a54.jpg)
© rusneb.ru
Впрочем, для реализации плана предприятию пришлось преодолеть немало трудностей: здесь не было квалифицированных конструкторов и инженеров, опытного персонала и даже подходящих по качеству материалов.
Для организации производства был приглашён один из инженеров бельгийского завода автомобилей Fondu Жюльен Поттер.
Более подробно ознакомиться со всеми новинками IV Международного автосалона в Санкт-Петербурге 1913 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Ежегодная производственная мощность завода составляла к тому времени 350 легковых и грузовых машин, а также спецтехники. На шасси по заказу покупателей специалисты фирмы устанавливали кузова абсолютно всех типов, а оснащались они ДВС с отдачей от 12 до 40 сил.
