В 1933 году руководство завода им. Лихачёва приняло решение подробно описать историю предприятия. При этом редакторы решили, что заниматься подобным делом должны не только «авторский коллектив и часть кадровиков-ударников, давших свои воспоминания или замечания», но абсолютно все сотрудники предприятия. А, говоря об истории предприятия, автор решил вспомнить, как и из чего зарождалась отечественная промышленность. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также смогла ознакомиться с этим историческим документом. «Царская Россия неоднократно пыталась разрешить задачу организации автомобильного производства, но все попытки русской буржуазии наладить это сложное и тонкое производство последовательно провалились», — пишет автор, Николай Адфельдт. Писатель отмечает, что все эти попытки предпринимались «в спокойное довоенное время», когда «хозяйство не было разрушено» и здравствовал «тот самый довоенный уровень, который ещё только стремилась достигнуть страна». При этом хозяевами предприятий были богатые, знающие и опытные люди.В книге говорится, что спрос на автомобили появился после начала войны. Однако даже выделенные властями средства и другая помощь не смогли изменить положение дел. Ответственными за реализацию проекта были назначены «именитые Рябушкинские», которые были известны как талантливые предприниматели и меценаты, но даже их опыта не хватило для организации производства.В результате в начале 1917 года планы по собственному производству автомобилей были отложены в долгий ящик, а возродились они только к 1924 году, но уже советским правительством. «Не удавалось автомобилестроение опытным людям в условиях золотого довоенного уровня, до которого ещё так далеко разрушенной стране», — пишет автор. Отмечается также, что буквально несколько лет назад шофёров считали едва ли не гениями и королями пространства только за то, что они могли управляться с машинами, но сами автомобилисты, как правило, могли только ездить и ломать, но не ремонтировать. В результате достаточно быстро возник спрос на механиков.Впрочем, полноценным ремонтом это назвать было сложно. В издании говорится, что вместо сорванных болтов зачастую ставили глухие заклёпки, использовали проволоку и другие подручные материалы. А в условиях отсутствия запчастей отдельные умельцы даже научились делать «суррогаты» наиболее изнашивающихся деталей.Те же, кто умел не только разобрать автомобиль и устранить поломку, но и собрать его обратно, быстро становились популярны. В результате нередко они проводили всё больше времени в гаражах, ремонтируя чужие машины. На вес золота также ценились опытные токари и фрезеровщики. В годы войны специалисты оказались ещё более востребованными, но в это время им пришлось заниматься больше не ремонтом, а восстановлением техники.В послевоенные годы индустрия приобрела такой масштаб, что потребовалось систематизировать её. В результате небольшие боксы стали укрупняться и переходить «на солидный заводской путь планово-организованного массового восстановления машин». И именно из неё, по утверждению автора книги, выросло советское автомобилестроение. «Наша автомобильная промышленность берёт начало в авторемонтном деле», — пишет Адфельдт.В итоге члены партийной организации завода ЗиЛ решили, что накопленного опыта достаточно для организации собственного производства. Горячим сторонником этой идеи был и управляющий предприятия. Более подробно ознакомиться с книгой 1933 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки. Тем более что автомобильные кладбища к 1924 году начали иссякать, тем самым не предоставляя «сырьё» для обеспечения работой специализированных авторемонтных предприятий. В итоге парк не мог пополняться при помощи восстановительного ремонта, а российская экономика уже начала восстанавливаться. Что ещё сильнее увеличило спрос на транспорт.