Чем были уникальны госномера на транспорте в России 1900 года
Изучаем номер журнала «Самокат» 124-летней давностиНа первом же развороте рассказывалось о Каролине Коценицкой — первой женщине, установившей рекорд и проехавшей на велосипеде «Гладиатор» 650 вёрст (693,4 км) от Москвы до Санкт-Петербурга за 51 час 20 минут.
«Каролина Юлиановна Коценицкая представляет из себя явление поистине выдающееся и, можно сказать, вовсе небывалое для русского спорта. Пройти в гонке 650 вёрст, хотя бы и в два перегона — предприятие, доступное даже не для каждого опытного гонщика! Это подтвердилось и в последней гонке: из 16 человек окончили состязание девять», — говорится в издании.
/imgs/2024/07/06/00/6524317/ffde6c6ae08171cd08827e0aa9ea9cf83086c28e.jpg)
© rusneb.ru
При этом из семи спортсменов, выбывших из гонки, только у двух были серьёзные причины, остальные прямо заявили, что решили сойти с дистанции из-за усталости.
Автор отмечает, что Каролину никто не упрекнул бы, если бы она решила прекратить участие в заезде, однако девушка упорно ехала вперёд. Более того: все контролёры и врачи удивлялись её свежему виду, а небольшие медосмотры показали, что дыхание, сердцебиение и пульс велосипедистки намного ближе к норме, чем у мужчин.
/imgs/2024/07/06/00/6524318/d20e5a6a9b35c81edbaa4393a5a59592eaf11cf7.jpg)
© rusneb.ru
В итоге девушка не только дошла до финиша, но и установила рекорд. За свои успехи она была отмечена памятным жетоном с бриллиантом.
«Каролина Юлиановна урождённая полька. Она родилась в Варшаве всего лишь двадцать пять лет назад! На самокате она ездит пятый год, гоночное искусство практикует почти столько же», — рассказано в статье.
К слову, едва ли не первая дамская гонка была проведена в родном городе спортсменки в 1897 году. Коценицкая с лёгкостью одержала победу, пройдя расстояние за 1 час 1 минуту. После этого девушка начала принимать участие во всех женских заездах, однако соперницы слишком сильно отставали от её уровня. И итоге она решила испытать свои силы наравне с мужчинами, так как они более сильные соперники.
/imgs/2024/07/06/00/6524319/e3dd74db98675d22b120266784a0b32c3152c33d.jpg)
© rusneb.ru
«Эти последние приняли её не особенно дружелюбно и позволили ей стать на одну ленту с ними только при условии «внеконкурсного участия», — пишет автор.
Но даже это не помешало гонщице показывать отличные результаты. Так, в заезде на 100 вёрст (107 км) в Варшаве она финишировала на 14 месте, а в 50-вёрстной гонке (53,3 км) она заняла 7 место.
Помимо этого, в журнале раскрывается история появления госномеров. Впрочем, в 1900 году они назывались контрольными знаками.
/imgs/2024/07/06/00/6524320/67c4d0ebc3b2c0cf79c6965cc375582cc5039dc4.jpg)
/imgs/2024/07/06/00/6524321/c8b6d457c3094bc074fd76db50539e562907c80a.jpg)
/imgs/2024/07/06/00/6524320/67c4d0ebc3b2c0cf79c6965cc375582cc5039dc4.jpg)
/imgs/2024/07/06/00/6524321/c8b6d457c3094bc074fd76db50539e562907c80a.jpg)
© rusneb.ru
В то время они существовали в ряде стран и выдавались как символ уплаты налогов, причём не городских, а федеральных. Но в большей части мира, например, США, Англии и некоторых странах Европы, велосипеды не облагались дополнительными пошлинами, а владельцам не нужно было устанавливать госномера на свою технику.
«Другое дело у нас. Чуть не с самого появления первых неуклюжих самокатов в головах чиновников зародилась мысль обложить самокаты налогом. К счастью, налог до сих не вошёл в жизнь, но, как мы слышали, всё же предполагается ввести налог в пользу городов», — указано в еженедельнике.
/imgs/2024/07/06/00/6524323/9e9c0a71dc9f8454c14fdc19ff96bbc58b502781.jpg)
© rusneb.ru
Тем не менее, российским властям понравилась идея установки на педальный транспорт регистрационных знаков. Выдавали их в полицейских отделениях и только после подтверждения умения ездить. Таким образом, Россия первой в мире ввела особый порядок выдачи госномеров, которые служили аналогом водительского удостоверения.
Полностью ознакомиться с журналом «Самокат» от 8 июля 1900 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Ближе к концу июльского номера читателям было предложено купить подшивку за период от 1895 по 1899 годы. Цены на все номера за год, собранные в красивых твёрдых переплётах, варьировались от 40 копеек до 1 рубля 25 копеек. Каждый том включает в себя от 50 до 52 номеров. Полную коллекцию за 6 лет издатель оценил в 4,5 рублей.
