Советские инхтиандры: машины, которые поразят самое смелое воображение
Мощь и размах чувствовались в каждом проекте, ведь создатели старались вложить в свои детища частичку гигантской страны. Не стали исключением и вездеходы-амфибии, которые должны были вызывать у врагов приступ первобытного страха.
Урал-375П
В середине 70-х годов НАМИ взялся за "изучение возможности придания плавучести грузовику Урал-375". Специалисты института пришли к выводу: чтобы "триста семьдесят пятый" поплыл, необходимо задействовать как съемные, так и несъемные поплавки. А заполнить их решили пенополиуретаном, относящимся к классу газонаполненных пластмасс (пенопласт). Плюс заключался в том, что если бы поплавок вдруг разгерметизировался, то автомобиль все равно не отправился бы ко дну.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
А вот кабину решили оставить негерметизированной. Просто у конструкторов и инженеров уже был неудачный опыт – подобные работы проводились на Урале-379. Помимо сложности конструкции, герметизированная кабина была чувствительна к малейшим повреждениям, которые могли утопить грузовик. Учли еще и то, что в таком случае для экспериментального грузовика вполне подойдет "голова" от серийной версии. А значит, можно было сэкономить, унификацию на "верхах" приветствовали. В крыше сделали специальное отверстие, закрываемое брезентом, а в самой кабине установили кресла с подушками. Все это предназначалось для экипажа, который во время пути по воде, должен был находиться выше ватерлинии.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Учитывая специфику кабины, экипаж грузовика снабдили герметизированными прорезиненными костюмами Л-1: брюки-сапоги, куртки и печатки.
В отличие от серийного грузовика, Урал-375П ("Поплавок") получил водоходный движитель-винт с четырьмя лопастями (диаметр составил 55 сантиметров). Его можно было задействовать при движении по воде в качестве помощника колесам.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В 1975 году Урал-375П был готов, а первые испытания на озере и реке Клязьме (возле Гороховца Владимирской области) состоялись на следующий год. При использовании колес скорость грузовика на воде составила 2,8 км/ч. А когда в дело вступал винт – она возрастала до 7,95 км/ч. При загрузке в 4,5 тонны амфибия максимально разгонялась до 6,35 км/ч. А разворот на плаву при задействованном винте составил 16 метров, без него – 11 метров. Испытания показали, что Урал-375П мог подняться на берег при максимальном угле в 13 градусов. Также опытным путем установили – экипажу из 3 человек нужно 12 минут, чтобы подготовить грузовик к "водным процедурам".
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Особое волнение вызывала герметизация агрегатов шасси. За ее безопасность отвечало искусственное создание избыточного давления воздуха из системы центральной накачки шин. Также дополнительно была подготовлена установка по откачке воды производительностью в 525 литров в минуту. Но опасения оказались напрасными. За все время испытания в кузов просочилось порядка 14 литров воды. Урал-375П блестяще прошел испытания. Поэтому именно эта модель встала в производство, а не "триста семьдесят девятый".
ЗИЛ-135П "Дельфин"
В начале 60-х годов начались работы по превращению ЗИЛ-135П в самоходный паром "Челнок". По потенциалу этот автомобиль мог составить достойную конкуренцию заграничным паромным авто. Но при создании выяснилось, что "Челнок" получался слишком дорогим и слишком ненадежным. Поэтому его быстро переделали в "Дельфина" - полноценную амфибию, вмещавшую в пассажирский салон 22 человека.
"Дельфин" базировался на шасси ЗИЛ-135К и оснащался двумя силовыми агрегатами мощностью по 180 л.с. Также техническую начинку составляли: жесткая подвеска всех колес, система регулирования давления воздуха в шинах, а привод пары гребных винтов (диаметр – 70 сантиметров) осуществлялся от коленвалов моторов через карданы и редукторы. Корпус амфибии сделали из стеклопластика.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Первые испытания, проходившие на Москве-реке "Дельфин" благополучно завалил. Однако амфибию все равно посчитали перспективной и продолжили работу. Особенно выигрышным оказалось решение применить стеклопластик. Выяснилось, что даже при осколочной пробоине вода не лилась в корпус потоком, а просачивалась каплями. А вот "конкурент" - транспортер ПТС-65 – из тонкой листовой стали при такой же пробоине быстро уходил под воду. Дело в том, что его водооткачивающие устройства банально не справлялись с потоком воды.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Вообще, корпус "Дельфина", разработанный в ЦНИИ имени Крылова, оказался очень удачным. Амфибия при движении по воде разгонялась до 16,4 км/ч – абсолютный рекорд для того времени. На сухом покрытии ЗИЛ-135П показывал "максималку" в 65 км/ч.
Интересно вот еще что: гребные винты располагались в специальных кольцевых поворотных насадках. Поэтому они могли принудительно поворачиваться в горизонтальной плоскости, причем, если этого требовала ситуация, в разные стороны. Во время движения по суше винты прятались в кормовую нишу.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Летом 1970 года "Дельфин" испытали как перегрузочное плавательное средство. Амфибия осуществила челночную доставку грузов с берега на судно и обратно. Во время тестов на Балтийском и Северном морях произошел интересный случай. Танк Т-55 неожиданно закопался в одной из песчаных дюн, не сумев взобраться на нее. А "Дельфин" не только покорил препятствие, но и сделал "круг почета" вокруг застрявшего Т-55. Кроме фантастической проходимости, те испытания показали, что ЗИЛ-135П мог сходить с транспортного корабля в море при шторме в 5 баллов.
Но, несмотря на многочисленные плюсы, "Дельфин" так и не стал серийным. Военным он оказался ненужным, а у спасателей был более элегантный комплекс ПЭУ-1.
Паромная амфибия ПММ "Волна"
В 1974 году появился прототип понтонно-мостовой машины, которая входила в состав самоходного понтонного парка. А создали ее в СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода, что в Кременчуге. Там же были разработаны и собраны алюминиевый корпус и движители. А за основу было взято шасси БАЗ-135МБ. На него поставили 3-местную кабину (ее взяли от ЗИЛ-135ЛМ) и пару гребных винтов, находящихся в специальных подъемных насадках с водяными рулями.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Грузовая платформа – "палуба" - была плоской. На ней разместили 4 сложенных друг на друга понтонов, а также 2 пары подъемных аппарелей. В воде они раскрывались в разные стороны, тем самым, превращаясь в однозвенный паром с нагрузкой в 42 тонны. Причем время развертывания составляло всего лишь 3-4 минуты. А все машины (в парк СПП входило 24 амфибии) превращались в 50-тонные переправы, чья суммарная длина составляла порядка 260 метров. Причем на совместную метаморфозу уходило примерно полчаса. "Волна" на суше разгонялась до 60 км/ч, а на плаву показывала максимум в 11,5 км/ч. А при максимальной нагрузке скорость амфибии сокращалась незначительно – до 10 км/ч.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В 1997 году сборку амфибий наладили на Кадиевском заводе сварных конструкций (Луганская область). А спустя год предприятие сменило название на Стахановский вагоностроительный завод. В 1985 году здесь было выпущено около семи десятков ПММ.
Хотя "Волну" и приняли на вооружение, ее эксплуатация вскоре выявила несколько серьезных недочетов. Главный из которых заключался в том, что ведущие колеса ничем не прикрывались. Это пагубно сказалось на управляемости, плюс увеличилось сопротивление на плаву. К тому же оказалось, что из-за веса "Волна" запросто садилась на брюхо в прибрежной зоне (сказывался мягкий грунт). А чрезмерно большие размеры не позволяли ПММ перемещаться по дорогам общего пользования. Последним же "гвоздем" стала дороговизна амфибии. В общем, "Волна" вчистую проиграла конкуренцию банальным перевозимым понтонам.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В 1985 году производство ПММ было прекращено. Однако амфибии (их как раз хватает на комплектование одного набора СПП) до сих пор официально находятся на вооружении.
Павел Жуков
