«Солдаты» ЗАЗа и ЛуАЗа
Начиная с 1960-х годов Запорожский автомобильный завод начал работу над армейским транспортером переднего края (ТПК). А спустя несколько лет почин поддержал другой автозавод Украины — Луцкий. Так появились ЗАЗ-967 и несколько вариаций ЛуАЗа-967.
Первоначально — в середине 1950-х — за армейский транспортер переднего края взялись на московском НАМИ. Но в 1962 году наработки были переданы запорожским коллегам, которым предстояло довести проект до ума. Этим делом занялся конструкторско-экспериментальный отдел украинского завода «Коммунар».
Поначалу конструкторы пытались унифицировать армейское транспортное средство с серийными ЗАЗами. Но в итоге в основу ТПК легла новая конструкция, от которой «плясали» дальше. Поменяли конструкторы и моторы, установив верхнеклапанные V4, которые охлаждались воздухом, добавили блокировку дифференциала.
Крутые и дешевые автомобили, которые сожрут все ваши деньги
В первый год работы транспортеры отличались барабанной лебедкой, двумя глушителями по бокам капота, выемками специальной формы под фары и «запаской» на заднем борту (он был откидным). Управлять машиной можно было не только в сидячем положении, но и лежа.
Заметные изменения произошли в 1964 году. У машины сузилась «мордашка», а глушитель, спрятанный в кожух, «поселился» рядом с лебедкой. Постепенно ЗАЗ-967 начал походить на полноценный ТПК.
Вскоре изменения затронули и техническую начинку. Так, поначалу авто комплектовали двигателями МеМЗ-966, выдающими чуть более 22 «лошадок», а также синхронизированной 4-ступенчатой «механикой». Из «плюшек» предлагались возможность отключения привода задней оси, независимая торсионная подвеска и колесные редукторы. Но в 1965 году произошла смена моторов на более мощные, способные выдать около 27 л.с.
Предсерийные и опытные образцы могли похвастаться цельнометаллической платформой с бортами и парой специальных трапов. Если возникала необходимость, их поднимали, создавая ограждения для носилок. Был и другой вариант, по которому они становились спинками «сидушек».
Культовые автомобили из 90-х, про которые мы забыли
На ЗАЗе-967 также провели ряд экспериментов, как лучше перевозить раненых. В них было задействовано четыре варианта машины. На одной имелись боковые носилки, прикрепленные поверх кузова. На другой попробовали вариант с подстилками на полу. Был также вариант со специальным прицепом, но с ним сильно страдала маневренность. Эти эксперименты закончили в 1967 году.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
ЗАЗ-967 (Фото: Валентин Соболев / ТАСС)
В 1968 году эстафету у запорожских коллег приняли луцкие конструкторы. Они наладили серийный выпуск ТПК ЛуАЗ-967, который, по сути, оставался ЗАЗ-967. Как только стартовало производство, транспортник приняли в армейские ряды. Главными его задачами стала перевозка раненых, а также командного состава. При необходимости ТПК мог «служить» в санитарных войсках.