У Jaguar Land Rover множество школ вождения. Но именно шведская Ice Academy знаменита на весь мир: здесь учат зимнему дрифту. И, оказывается, техника управления заносом не так уж и сложна, в чем я смог убедиться лично. Вам по силам освоить ее всего за два дня!
Постигать мастерство и секреты дрифта едут в Арьеплуг. Где еще, как не здесь, этим лучше всего заняться? В этом городке, расположившемся у Полярного круга в окружении сети крупных озер, есть для этого все необходимое. Ледяные полигоны, комфортабельные гостиницы, крепкий минус с ноября по конец марта. И методика обучения, которая позволяет не просто ознакомиться, а детально разобраться в нюансах зимнего экстремального вождения. Не без помощи инструкторов, конечно. Все они - блестящие автогонщики с гигантским опытом участия в европейских кольцевых чемпионатах. И даже в Формуле-1!
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Лететь в академию Jaguar Land Rover из Москвы более трех часов, не считая стыковки в Стокгольме, и часового трансфера автобусом из Арвидсъяура в Арьеплуг. В пути я провел весь день, но когда прибыл на место, то не почувствовал усталости. То ли свежий воздух бодрил, то ли обворожительный пейзаж за окном с лапландскими просторами, пушистыми елями и призрачными горами. Погода выдалась спокойная и ясная, что редкость для конца февраля в этих местах.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Утро следующего дня началось в «типи» - деревянном домике Академии на берегу озера. Для начала - немного теории о том, как правильно управлять углом заноса, выходить из него, переходить из заноса в занос. На льду сцепление колес с дорогой снижается в несколько раз, напоминают нам инструкторы. Пятно контакта шины уменьшается прямо пропорционально увеличению скорости (на 15% при скорости 50 км/ч, на 25% - 90 км/ч и вдвое – при 110 км/ч), а тормозной путь возрастает в несколько раз. Обо всех этих нюансах важно помнить и учитывать их, чтобы уверенно чувствовать себя, управляя автомобилем в заносе. Еще один ключевой момент успешного дрифта - правильная посадка за рулем. Руль и сиденье должны находиться на таком удалении, чтобы руки оставались согнутыми в локте под углом 90 градусов. Именно такое положение рук при езде юзом, когда крутить баранку приходится интенсивно, обеспечит максимально быстрые перехваты руля.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
И, наконец, кресло. Спина должна плотно прилегать к спинке сиденья, иначе почувствовать занос будет проблематично. Постигать спортивную технику управления автомобилем в заносе предстояло за рулем кроссоверов Range Rover Sport, Jaguar F-Pace и купе Jaguar F-Type с задним приводом. В общей сложности на озере около десятка различных треков, каждый из которых был по-своему интересен и полезен.
Как дрифтить на полном приводе
Range Rover Sport великолепно чувствует себя на ледяном треке. Трех сотен лошадей трехлитрового турбодизеля для «power over drift» хватает с лихвой - стоит махнуть руль в сторону поворота и утопить «газ в пол», и внедорожник с легкостью уходит в скольжение. Нужно выкарабкаться из глубокого заноса? Легко! Направил руль по направлению заноса, немного отпустил акселератор, повернул руль обратно, подгазовал – и внедорожник, имеющий заднеприводные повадки, снова встает прямо.
Но это при выключенной системе стабилизации. А первые круги наматываю исключительно с ней, привыкая к поведению машины на скользком покрытии. Заметив предпосылки заноса, DSC мгновенно вмешивается, подтормаживая всеми колесами, и блокирует тягу до тех пор, пока руль не вернется в «ноль».
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
По рации раздается команда инструктора «DSC off», вот теперь покатаюсь в удовольствие! Еду по змейке, огибая выставленные в линию конусы. Раскручивая руль до упора то в одну, то в другую сторону, переходя из заноса в занос. Несусь мимо фишек, виляя то левым, то правым боком, и оставляя за собой длинный снежный шлейф. Главное тут не прозевать момент - быстро вывернуть руль в сторону заноса, когда машину начинает нести боком, и отпустить акселератор, а после поддать газу. В противном случае развернет.
После змейки еду в обратную сторону по соседнему треку. Конусы расставлены уже не по прямой, а петляют. Суть упражнения та же - объехать препятствия и отработать выход из управляемого заноса.
Трек «Круг» - самый простой и самый зрелищный. Отправив машину в дрифт на 80 км/ч, выкручиваю баранку в сторону заноса и, подгазовывая, «валю боком». Красота! Ширина трека, составляющая больше сотни метров, только добавляет уверенности. Вылететь с такого кольца не страшно, несмотря на то, что оно ледяное.
А самыми сложными оказались длинные узкие трассы, имеющие сложную конфигурацию. С шиканами, шпильками и коварными затяжными прямиками, которые провоцировали на высокие скорости. Они-то поначалу и приводили к грубым ошибкам в крутых поворотах, заканчивавшимся заскоком в сугроб.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
На трассе «Восьмерка» предстояло мчаться по прямой, запуская машину юзом в затяжные повороты. Тут Jaguar F-Pace выглядел азартнее на фоне Range Rover Sport. Он быстрее, но дело не только в скорости. «Эф-пейс» четче реагирует на повороты руля и меньше кренится. И для дрифта он приспособлен куда лучше. Тут вам и спортивные сиденья, которые великолепно поддержат спину в поворотах. И режим Track DSC, отодвигающий порог срабатывания системы стабилизации. В обычном дизельном Range Rover Sport всего этого не встретишь.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Освоив управляемый занос на полном приводе, можно переходить к заднему. А на сегодня обучение закончено.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Дрифтим на заднем приводе
Второй день обучения прошел на Jaguar F-Type S. Машина в академии почти ничем не отличается от стандартного «Эф-тайп», не считая того, что передний бампер спорткара облачен в стальную защитную «юбку». Под капотом – турбированная «шестерка» с отдачей 380 сил.
Поначалу дрифтить на F-Type показалось непросто, хотя он мне и знаком. Ведь на льду я ездил на нем впервые. На «Змейке» задний привод не прощал критических амплитуд, все попытки выправить машину газом заканчивались вращением. Но стоило мне снизить скорость, как все стало получаться.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
На «Круге» беру уверенный разгон, руль резко в сторону поворота и возвращаю обратно, выставляя колеса в направление заноса на угол, равный смещению задней оси. F-Type "валит боком" как по рельсам. Остается только поддавать газу время от времени, чтобы дрифт не терял силу.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В чем польза дрифта
В Jaguar Land Rover Ice Academy существует несколько курсов зимнего вождения. В зависимости от продолжительности и продвинутости, они делятся на Ice Drive и Ice Drive+ и стоят от 2500 евро. Я прошел двухдневный базовый курс, но и его оказалось достаточно, чтобы научиться управлять автомобилем в заносе на льду. Стану ли я когда-нибудь применять технику дрифта за пределами трека? Конечно, да! Не для того, чтобы поразить окружающих безумными заскоками в повороты. Отработанные на трассах академии упражнения и приобретенное «чувство заноса» помогут мне не попадать во внештатные ситуации.
Руслан Буслов
Фото, видео: Руслан Буслов, Иван Тараканов