Автомобильное сокровище, пролежавшее полвека на дне озера
Как автомобиль, пролежавший полвека под толщей воды, оброс легендами
У каждого автомобиля есть своя история. А у этого Bugatti Type 22 Brescia Roadster 1925 года выпуска их целых две, и обе – хорошие. Правда, одна история скорее напоминает легенду, а вот другая гораздо ближе к реальным событиям. Но, обо всем по порядку.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Лаго-Маджоре – это озеро, расположенное на границе Италии и Швейцарии. Десятилетиями местные жители пересказывали друг другу историю о старом Bugatti Type 22 Brescia, который покоится на дне озера. Якобы этот автомобиль когда-то принадлежал знаменитому гонщику Рене Дрейфусу.
Поговаривают, что в 1934 году Дрейфус в Париже играл в покер с известным швейцарским бонвиваном Адабельртом Боде. Оба молодых человека были пьяны. Дрейфус проиграл, однако у него не хватало денег, чтобы покрыть сделанную ставку, поэтому он подарил своему компаньону Bugatti. Боде сел за руль и поехал домой в Италию, но на швейцарской границе выяснилось, что у него нет денег для уплаты таможенной пошлины. В те времена Bugatti Type 22 Brescia был хорошим автомобилем, но не таким уникальным как сейчас. Поэтому Боде якобы просто оставил его на границе.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Bugatti Type 22 представлял собой модернизированный вариант модели Type 15, который получил другой кузов, иной радиатор и новые рессоры подвески. В движение автомобиль приводился 1,4-литровым двигателем мощностью 30 лошадиных сил.
Согласно швейцарским законам того времени, если за товар не были уплачены таможенные пошлины, его требовалось уничтожить. Местная таможня постановила утопить автомобиль в озере, однако решила несколько подождать с исполнением приговора. Мол, вдруг владелец одумается, и все-таки заплатит установленные платежи. Поэтому автомобиль припарковали и привязали специальной цепью. По неизвестной причине цепь оборвалась, и Bugatti Type 22 Brescia скатился прямо в Лаго-Маджоре и затонул. Правда это или нет, но именно такую историю пересказывали друг другу местные жители, и очень быстро в неё начали верить все.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Наверное, этот рассказ так бы и оставался легендой, если бы не одно важное изобретение, появившееся в 60-х годах – акваланг. Благодаря ему в 1967 году ныряльщик из Швейцарии Уго Пиллон решил проверить достоверность популярного мифа. Как оказалось, на дне озера и впрямь обнаружился старый Bugatti, который очень быстро стал любимым местом погружения у местного клуба дайверов. А теперь из 1960-х перенесемся в наши дни. Дайвинг-клуб просуществовал до 2000-х, и именно в нем состоял местный житель Дамиано Таманьи. В 2008 году Даманьи был жестоко избит тремя хулиганами на улице, и погиб от полученных травм. Поэтому клуб Centro Sport Subacquei Salvataggio Ascona решился на беспрецедентный шаг – поднять со дня Лаго-Маджоре уникальный Bugatti, реализовать его на аукционе, а на вырученные деньги учредить фонд помощи пострадавшим от насилия, который бы носил имя погибшего коллеги.
Закипела работа. В 2009 году автомобиль удалось поднять со дна озера на глазах у сотен изумленных жителей. Любопытно, что в шинах поднятого автомобиля до сих пор присутствовал воздух. Да и сама машина, несмотря на свой внешний вид, явно внушала уважение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 2010 году Bugatti Type 22 Brescia был пущен с молотка на аукционе Bonhams. Ожидалось, что от продажи машины удастся выручить около 130 000 долларов, однако конечная цена оказалась куда выше и составила 350 000 долларов. Автомобиль отошел в собственность Питеру Маллину – известному коллекционеру из Калифорнии, который выставил свою покупку в собственном музее автомобильных раритетов.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
История уникального Bugatti, который был проигран в покер, оказался на дне озера, а потом был продан с аукциона потрясла многих. Правда, уже к моменту торгов выяснился очень интересный нюанс. Дело в том, что на сайте аукционного дома Bonhams отсутствовала информация о том, что данный Bugatti когда-либо принадлежал Дрейфусу, а впоследствии – Боде. Это – довольно важная деталь, учитывая, что коллекционеры никогда не преминут рассказать всю историю о том или ином автомобиле. Однако для аукционных домов предусмотрены высокие штрафы за недостоверную информацию о выставляемых лотах, не говоря уже о репутационных потерях. Раз история о Дрейфусе и Боде в описании Bonhams не упоминалась, стало быть, это – лишь чья-то выдумка? Не совсем так. И тут уже важно рассказать вторую историю этого автомобиля – доподлинно подтвержденную.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Долгое нахождение в воде негативно сказалось на состоянии Bugatti Type 22 Brescia Roadster, особенно – на деталях из железа и стали. С другой стороны, детали из дерева, алюминия, меди и резины, неплохо сохранилось. Тем не менее, реставраторы приняли решение сохранить машину в найденном состоянии, а не восстанавливать её до оригинального внешнего вида.
Хотя у поднятого со дна озера Bugatti отсутствовал шильдик с серийным номером, реставраторам удалось выяснить, что перед ними – действительно Type 22 Brescia Roadster, выпущенный в 1922 году. И, хотя большинство автомобилей Bugatti собирались во Франции, производство некоторых автомобилей того времени осуществлялось в итальянской Брешии. Это - судя по всему, был один из них. Кроме того, исследование Bonhams выявило, что в апреле 1925 года автомобиль Bugatti с серийным номером 2461 был зарегистрирован во французском Нанси, а затем, в 1930 году – перерегистрирован в Париже на фамилию некоего господина Ньели. Именно поэтому на машине до сих пор сохранились французские номера.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Однако как же автомобиль оказался на дне озера? Это – отдельная история, связанная с архитектором из Цюриха Марко Шмуклерским. С 1933 по 1936 год Шмуклерски жил и работал в швейцарском городке Аскона, расположенном на Лаго Маджоре. А незадолго до этого – обучался в школе изящных искусств в Париже, где познакомился с тем самым Ньели, у которого приобрел Bugatti. По другой версии, Шмуклерски мог купить машину у одного из своих клиентов, который был французом. Но в любом случае, швейцарец никогда не регистрировал автомобиль в своей родной стране, и не платил пошлин.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В 1936 году Шмуклерски вернулся в Цюрих, оставив свой Bugatti Type 22 Brescia на стройплощадке в Асконе. К этому же моменту об автомобиле стало известно швейцарским таможенникам, которые и потребовали уплаты пошлин. Поскольку установить владельца им не удалось (вы же не забыли, что на машине были французские номера?), автомобиль было решено уничтожить, а самым простым способом было просто утопить машину в озере. Судя по всему, так и произошло, и именно поэтому уникальный Bugatti оказался на дне Лаго-Маджоре.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
А как же Дрейфус и Боде? Если верить автомобильному историку Хансу Марти, в 1934 году у Адальберта Боде действительно в собственности Bugatti Type 22 Brescia Roadster. Но к автомобилю из озера эта машина не имела никакого отношения. Хотя, наверняка вы согласитесь, что легенда о проигранном в покер транспортном средстве, которое утопили из-за оборванной цепи, все же звучит куда интереснее, даже в наши дни. Возможно, это и к лучшему.
Тимофей Исаев