В США уже в двух штатах запретили продажу топлива на АЗС водителям в состоянии алкогольного опьянения. Заокеанский опыт в российских реалиях выглядит чем-то из области фантастики. Разбираемся с экспертами, что не так с этой мерой и почему это не сама лучшая идея в борьбе с пьянством на дорогах. Право отказывать в продаже топлива получили работники АЗС штата Нью-Мексико. До этого аналогичная мера заработала в Теннесси. Принимая решение судьи указывали, что «для эксплуатации большинства транспортных средств требуется бензин, поэтому продажа бензина пьяному водителю сродни выдаче ему ключей от машины». В самих Штатах далеко не все разделяют это мнение. Единственная судья, проголосовавшая «против», предостерегла о последствиях этого решения для других предприятий автомобильной отрасли — магазинов автозапчастей, автосервисов, шиномонтажей и прочих. И эта позиция выглядит куда более разумной, считают эксперты, опрошенные Quto.ru. Нельзя отказать даже пьяному В России сотрудники АЗС таким правом не наделены, как и обязанностью сообщать о нетрезвых водителях в принудительном порядке в ГИБДД, рассказывает вице-президент Независимого топливного союза (объединяет независимые АЗС) Дмитрий Гусев.«По текущему законодательству, если вы выпили бутылку шампанского, вам никто не имеет права отказать в продаже второй. То же самое и на АЗС. По сути дела, тут будет нарушение закона и они (работники АЗС — прим.) будут неправы, если откажут», — считает Дмитрий Гусев. Главная проблема такого подхода в субъективности. Сотрудник АЗС не является уполномоченным лицом, а значит он не может определить факт и степень опьянения. «Даже, если сотрудник АЗС видит лицо в неадекватном состоянии за рулем, по отношению к нему он ничего не может сделать, за исключением того, что позвонить в ГИБДД и сообщить», — говорит Гусев.В целом, считает эксперт, в вопросе борьбы с пьянством необходимо агитировать к здравому смыслу, а не идти по пути еще бÓльшей регламентации. «Не надо ставить еще больше контроля на каждому шагу. Нужно работать с водителем, а не пытаться заставить владельцев АЗС проводить какие-то проверки, либо связывать реализацию алкоголя на АЗС с ростом употребления спиртного водителями», — считает Гусев. Схожего мнения придерживается автоэксперт Игорь Моржаретто. По его словам, в вопросе борьбы с пьянством на дорогах не стоит идти по пути ужесточения наказания, куда более важнее его неотвратимость.Напомним, что сегодня в России за управление транспортным средством в состоянии опьянения грозит штраф в 30 тыс. рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет (если водитель попался первый раз). А как в других странах? Мировая практика борьбы с пьянством на дорогах не ограничивается только штрафами или лишением прав. В ряде стран применяют иногда довольно изощренные способы наказания таких водителей. Вот несколько примеров: Азия Вождение в нетрезвом виде в Японии влечет за собой суровое наказание не только для водителей. К ответственности могут привлечь и всех пассажиров, которые не остановили и позволили водителю сесть в нетрезвом виде за руль. В этом случае водителю и пассажирам может грозить тюремный срок с принудительными работами на срок до 5 лет и штрафом до 1 млн йен (более 660 тыс. рублей).В Китае виновнику «пьяного» ДТП, если в нем были погибшие, грозит высшая мера наказания — смертная казнь. Европа Например, в Польше водители, попавшиеся нетрезвыми за рулем, в обязательно порядке проходят курс реабилитации от алкогольной зависимости. При этом у них есть возможность сократить срок лишения прав, но для этого надо согласиться на установку алкозамка. Африка В ЮАР можно угодить в тюрьму даже если вы не собирались ехать на автомобиле. По местным законам, запрещается садиться на водительское место в транспортное средство с заведенным двигателем с 0,05 граммами алкоголя в крови. Наказание за такое правонарушение такое же, как для тех, кто едет пьяным: штраф две тысячи рандов (около 220 долларов) или тюремное заключение на срок до двух лет.Нестандартные наказания Публичной порке могут подвернуть водителя, попавшегося пьяным за рулем в Сингапуре. Хотя, официально такое наказание нигде не прописано, в Сети довольно много информации об этом. Обращение в Турции с пьяными водителями всегда было чем-то вроде легенды. Якобы полицейские отгоняли пьяных водителей на 20 миль в пустыню и заставляли их самостоятельно возвращаться к цивилизации.