Великие и лютые: автомобили с 16-цилиндровыми моторами
История автомобилестроения знает поистине уникальные и нестандартные решения в области создания моторов. Однако именно такие движки во все времена стояли особняком как самые дорогие, эксклюзивные и практически недоступные. Рассказываем об автомобилях с 16-цилиндровыми моторами.
Bugatti Type 45
/imgs/2024/05/28/14/6482896/27ec3147a4153780114ee7a0118436285b9dd091.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482895/1d4b9ab8a1af1fb5a22fcaaf1aeb55f99a53d890.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482894/263475f8befb35c527d4e8ce56fec9b2743d9047.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482897/62de22fd0f92957000e793e23f23569ba2c27d37.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482970/49dab9c528f02f4a24f6b587281775af6a7385a0.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/05/28/14/6482896/27ec3147a4153780114ee7a0118436285b9dd091.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482895/1d4b9ab8a1af1fb5a22fcaaf1aeb55f99a53d890.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482894/263475f8befb35c527d4e8ce56fec9b2743d9047.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482897/62de22fd0f92957000e793e23f23569ba2c27d37.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482970/49dab9c528f02f4a24f6b587281775af6a7385a0.jpg)
© Bugatti
Как бы это ни было забавно, но нашу подборку мы начнём... с Bugatti! В 1916 году Этторе Бугатти представил миру авиационный 16-цилиндровый мотор уникальной компоновки U16 с двумя коленвалами и тремя клапанами на цилиндр при одном верхнем распредвале в каждой головке блока. В 1925 году эта конструкция нашла применение в прототипе Bugatti Type 45. 3,0-литровый 16-цилиндровый мотор с двумя нагнетателями типа Roots выдавал 250 сил, что делало этот автомобиль одним из быстрейших в мире!
Maserati V4
/imgs/2024/05/28/14/6482905/b3bcd4a068b7089827713f6f623cc29d93a17b13.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482907/bb2c21e4fe4c82efd9654f2959d4a27d6ca4c475.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482909/16662150d026b743c9c0f774fc91788f29132862.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482908/927e26f5f777679b6cd71ba2c06cf38587945476.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482910/fb1169b19ec48fd13501d8ead3af5ebb8c1a5a29.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/05/28/14/6482911/4deb88a469442a50f016759b052a35a2cecf7e42.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482906/37453c78bf63c644d36bf0a538b7247a841eaa95.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482905/b3bcd4a068b7089827713f6f623cc29d93a17b13.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482907/bb2c21e4fe4c82efd9654f2959d4a27d6ca4c475.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482909/16662150d026b743c9c0f774fc91788f29132862.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482908/927e26f5f777679b6cd71ba2c06cf38587945476.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482910/fb1169b19ec48fd13501d8ead3af5ebb8c1a5a29.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482911/4deb88a469442a50f016759b052a35a2cecf7e42.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482906/37453c78bf63c644d36bf0a538b7247a841eaa95.jpg)
© Maserati
Гоночный автомобиль, построенный братьями Мазерати в 1929 году. Двигатель этой модели чем-то похож на U16 от Bugatti с двумя коленчатыми валами. V16, так же являвший собой «спарку» двух рядных восьмёрок, при объёме 4,0 литра с нагнетателем типа Roots выдавал целых 306 сил! Несмотря на довольно успешную гоночную карьеру этого автомобиля, в серию он так и не пошёл.
Cadillac Series 452
/imgs/2024/05/28/14/6482914/dd8e1b75d659a678896450792e26550b8faf7162.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482915/d13bd2500baa58d725552a5d133d017232eb21af.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482917/aa4d1fa5e4563d07b562b04ee429a5c5b35a1fde.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482916/0d42f1dcccb8287311416e1f96c1a7b33bd1f5cf.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482914/dd8e1b75d659a678896450792e26550b8faf7162.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482915/d13bd2500baa58d725552a5d133d017232eb21af.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482917/aa4d1fa5e4563d07b562b04ee429a5c5b35a1fde.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482916/0d42f1dcccb8287311416e1f96c1a7b33bd1f5cf.jpeg)
© Cadillac
Серия 452 в модельном ряду американской компании «Кадиллак» появилась в 1930 году и просуществовала целых семь лет, пережив все тяготы и невзгоды Великой Депрессии. Сверхдорогие Cadillac оснащались двигателем V16 объёмом 7,4 литра с верхним расположением клапанов и развалом блока 45 градусов. Такой двигатель выдавал 165 сил, что было вполне достаточно по тем временам для комфортного передвижения.
Cadillac Series 90
/imgs/2024/05/28/14/6482918/9a641cb9d8041b5e35401c17185b86b0d1ff33cd.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482920/59d4c812000261582d5721efbb3d71476b40240a.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482919/ab10e204d986deeebcda35b5f035219ec389da3e.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482918/9a641cb9d8041b5e35401c17185b86b0d1ff33cd.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482920/59d4c812000261582d5721efbb3d71476b40240a.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482919/ab10e204d986deeebcda35b5f035219ec389da3e.jpeg)
© Cadillac
Второе поколение 16-цилдиндровых «Кадиллаков» выпускалось немного меньше, с 1937 по 1940 годы. Конструкция двигателя разительно отличалась. Угол развала цилиндров увеличился до 135 градусов, двигатель стал нижнеклапанным, объём уменьшился до 7,1 литра. Кстати, этот двигатель один из первых в мире имел «идеальный квадрат» — одинаковый диаметр цилиндра и ход поршня. Несмотря на меньший объём, мощность выросла до 185 сил.
Cadillac Sixteen
/imgs/2024/05/28/14/6482923/cc0e17d1c642e76c5d662ae20a4c726dda7185dd.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482925/22776f8a02cbe4d59fdfea93ab17aac6326fe77f.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482924/d6e1f256531ff5b1afc35fc0ee7123546a46c8da.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482923/cc0e17d1c642e76c5d662ae20a4c726dda7185dd.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482925/22776f8a02cbe4d59fdfea93ab17aac6326fe77f.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482924/d6e1f256531ff5b1afc35fc0ee7123546a46c8da.jpg)
© Cadillac
Закончим разговор о 16-цилиндровых «Кадиллаках» моделью Sixteen. Правда этот автомобиль изначально разрабатывался как концепт-кар, и продолжения в лице серийного автомобиля не имел. Однако стоит отметить его двигатель, совершенно явно сделанный из двух моторов серии LS из линейки General Motors. Атмосферный 32-клапанный V16 объёмом (внимание!) 13,6 литра выдавал 1 000 сил и 1 356 Нм крутящего момента.
Marmon Sixteen
/imgs/2024/05/28/14/6482928/c32286b9f2c90b7911fc57c7b02586ce285fee19.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482930/8cf0234bfa2b7f63e4c88b236f73df8e9e8ed2a3.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482931/80ae5d9941aa0aa44157aa84ec4e0e0a1de37461.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482932/f7f633c3ac46ae5be305e5b3a5434f6c068efd71.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482929/19802924faa17a02381d9e91b2894301e73b1ae9.jpeg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/05/28/14/6482928/c32286b9f2c90b7911fc57c7b02586ce285fee19.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482930/8cf0234bfa2b7f63e4c88b236f73df8e9e8ed2a3.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482931/80ae5d9941aa0aa44157aa84ec4e0e0a1de37461.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482932/f7f633c3ac46ae5be305e5b3a5434f6c068efd71.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482929/19802924faa17a02381d9e91b2894301e73b1ae9.jpeg)
© Marmon
Очень известный бренд класса люкс в своё время. Он первым шёл к выпуску серийного автомобиля с 16 цилиндрами, и по плану должен был выпустить модель Sixteen уже к 1927 году, однако ушедшие в Cadillac и Peerless инженеры Оуэн Наккер и Джеймс Боаннон существенно изменили планы компании. В итоге их автомобиль, оснащённый V16 с алюминиевым блоком и чугунными головками объёмом 8,1 литра и мощностью 200 сил, получился довольно удачным. Однако, в отличие от Cadillac, фирма не пережила Великой Депрессии, и в 1933 году была закрыта.
Peerless V16 Prototype
/imgs/2019/05/14/16/3358799/d9e0f71a7a03b5f776d81f4356f998d08f215fde.jpeg)
© Peerless
Красивейший седан от известного в своё время кузовного ателье Murphy. Автомобиль был оснащён мотором V16, точь-в-точь повторяющим по конструкции «кадиллаковский» первого поколения, который развивал 170 сил. К сожалению, автомобиль так и остался в единственном экземпляре и не получил развития. Компания Peerless сгинула практически сразу после выпуска своего самого дорого и роскошного автомобиля. Таким образом, она стала первой закрывшейся компанией из легендарного трио «3 P`s» — Packard, Peerless, Pierce Arrow.
BMW Goldfish V16
/imgs/2024/05/28/14/6482937/d8e987d707eb44abbea426896c151269388a683d.webp)
/imgs/2024/05/28/14/6482940/d3f92cba5364ec078aaac868ea6addb9d189b676.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482938/460e1ab97c9d7548b2bb2be51dfc90cec9e35c64.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482937/d8e987d707eb44abbea426896c151269388a683d.webp)
/imgs/2024/05/28/14/6482940/d3f92cba5364ec078aaac868ea6addb9d189b676.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482938/460e1ab97c9d7548b2bb2be51dfc90cec9e35c64.jpeg)
© BMW
Автомобиль создан на базе BMW 750iL e32, а сам двигатель представляет собой классический 12-цилиндровый M70, к которому приделали ещё четыре цилиндра. В остальном же он полностью его повторял. Получившийся 6,6-литровый мотор развивал 408 сил и 613 Нм крутящего момента. Из-за немалых размеров радиатор охлаждения пришлось перенести назад и сделать дополнительные воздухозаборники в задних крыльях автомобиля.
Cizetta-Moroder V16T
/imgs/2024/05/28/14/6482945/280a8bd23953daa1699a81a112e26146eee67f7b.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482943/be4e5dffbb12a1ee0c1507c64a01cad86aff5766.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482944/3c684b15bb763b4f4f8f7357f6fa6f5fc0c963c8.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482945/280a8bd23953daa1699a81a112e26146eee67f7b.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482943/be4e5dffbb12a1ee0c1507c64a01cad86aff5766.jpeg)
/imgs/2024/05/28/14/6482944/3c684b15bb763b4f4f8f7357f6fa6f5fc0c963c8.jpeg)
© Cizetta
Уникальный автомобиль даже по современным меркам. И единственный автомобиль в мире, у которого столь большой двигатель установлен не продольно, а поперечно! Секрет прост. За основу были взяты два двигателя V8 от Lamborghini Urraco и соеденины в единый блок таким образом, что коробка передач устанавливалась как бы между ними, и стояла уже продольно автомобилю. Потрясающе нестандартное решение! Жаль, что всего 19 автомобилей увидело свет.
Rolls-Royce 101EX
/imgs/2024/05/28/14/6482950/7bba06eca511e9766acc91dc002639855614628b.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482948/2774e29a7d3b4179836664ff8744896f5dd419cf.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482949/02335f129a35b7585a70b3edf701bdf04116b365.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482951/ee53f802eac9df4f8997cb2c11811e6337a527c1.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482950/7bba06eca511e9766acc91dc002639855614628b.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482948/2774e29a7d3b4179836664ff8744896f5dd419cf.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482949/02335f129a35b7585a70b3edf701bdf04116b365.jpg)
/imgs/2024/05/28/14/6482951/ee53f802eac9df4f8997cb2c11811e6337a527c1.jpg)
© Rolls-Royce
Концепт от Rolls-Royce 2004 года оснащался беспрецедентным для британской марки мотором — 9,0-литровым V16 мощностью 770 сил и 1 500 Нм крутящего момента. В те времена для компании Rolls-Royce, только-только перешедшей под крыло BMW, это был важный шаг: она обозначила своё положение, чуть подрастерянное за 10 лет до этого.
Чем на самом деле опасна палёная «омывайка».