Самые известные «бомбовозы» Второй мировой войны
Эти самолеты наводили ужас на врагов.Так уж получилось, что советские тяжелые бомбардировщики приняли весьма незначительное участие в войне. Объяснялось это тем, что устаревшие и тихоходные четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3 летом 1941 года понесли большие потери из-за неправильного использования, а лучшая советская «летающая крепость» – ТБ-7 (Пе-8) испытывала хронические проблемы с моторами. Причем, с началом войны Казанский авиазавод бросил все силы на массовый выпуск пикирующих бомбардировщиков Пе-2, производя ТБ-7 «по остаточному» принципу. Тем не менее, этот самолет, разработанный в середине 30-х годов конструктором В.М. Петляковым под общим руководством А.Н. Туполева, внес посильный вклад в Победу.
Советский ТБ-7
Свой первый полет ТБ-7 совершил в 1936 году, но из-за сложности конструкции и проблем с двигателями его довели до предсерийной готовности только в 1940 году (весной 1941 года первые машины начали поступать на вооружение ВВС Красной Армии). Для своего времени ТБ-7 был интересным самолетом, мало в чем уступающий бомбардировщикам Англии и США, при этом превосходя всё, что выпускалось в странах Оси.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
ТБ-7
Полная масса самолета составляла 35 тонн, размах крыла – 39 метров, он мог разгоняться до 445 км/ч и брать на борт самую тяжелую советскую авиабомбу ФАБ-5000 и что самое главное, мог с территории СССР «дотянуться» практически до всех жизненно важных центров Германии. Что и было продемонстрировано 10 августа 1941 года, когда ТБ-7 по личному приказу И.В. Сталина отправились бомбить «логово фашистского зверя» – Берлин (это был уже второй налет на Берлин).
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
ТБ-7
За годы войны ТБ-7, переименованный в 1942 году в Пе-8, входил в состав полков Авиации дальнего действия, которая в основном «работала» по удаленным целям, например, в Восточной Пруссии и Финляндии. Но иногда привлекалась и для бомбардировок особо важных целей недалеко от линии фронта, причем Пе-8 был единственным советским самолетом, кто мог сбрасывать пятитонные бомбы ФАБ-5000.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
ТБ-7
Прославился Пе-8 и ещё одной миссией. В мае 1942 года один бомбардировщик отправился в Великобританию и США, взяв на борт делегацию во главе с В.М. Молотовым. Полет проходил над оккупированной территорией СССР и Европы, но немецкие средства ПВО советский бомбардировщик не обнаружили. Побывав в Англии и Америке, Пе-8 таким же путем вернулся в СССР. Всего до 1944 года было выпущено 90 Пе-8, которые оказать заметное влияние на ход войны, конечно же, не могли. Тем не менее, как и США с Великобританией, СССР имел собственный стратегический бомбардировщик, принимавший участие в войне. Пусть и не с таким размахом, как это делала англо-американская бомбардировочная авиация.
Британский Short Stirling
После разгрома во Франции в 1940 году, английская армия не имела возможности воевать с главными силами вермахта на суше, поэтому все усилия англичан были брошены на войну в воздухе. Если быть точнее, то Великобритания задалась целью уничтожить немецкие военные и промышленные объекты путем массированных налетов тяжелых бомбардировщиков. Благо, что в их распоряжении помимо двухмоторных имелся четырехмоторный Short Stirling, способный брать на борт 6300 кг бомб и доставлять их на дальность 1200 километров. Полная масса самолета достигала 30 тонн, размах крыла – 30 метров, максимальная скорость – 420 км/ч.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Short Stirling
© Depositphotos
Первоначально Королевские ВВС бомбили цели в Германии днем, но из-за больших потерь от огня зенитных орудий и атак истребителей стали совершать налёты по ночам и придерживались такой тактики до конца войны. Short Stirling показал себя достаточно надежным и живучим самолетом и примерно до середины войны вполне устраивал английское командование. Но так как бомбардировки Германии принимали всё больший размах, Королевским ВВС потребовались самолеты с большей бомбовой нагрузкой и дальностью.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Звено Short Stirling в небе над Англией
А вскоре в Англию перебазировались американские «летающие крепости» Boeing B-17, на фоне которых слабовооруженный Short Stirling выглядел достаточно неубедительно. Кроме того, поменялась и концепция воздушной войны: маршал авиации Артур Харрис настаивал на бомбардировке не только военных объектов, но и немецких городов, рассматривая их жителей как важнейшую часть военной машины Рейха.
Смертоносные «Ланкастеры»
В 1942 году Великобритания обзавелась подходящим инструментом для ковровых бомбардировок. Речь идет о 32-тонном Avro Lancaster. Главным плюсом этого самолета была возможность брать бомбы массой до 10 тонн. Например, сверхмощные 5,4 тонные Tallboy и десятитонные Grand Slam, которые были в состоянии пробивать многометровые перекрытия бункеров и уничтожать любые хорошо защищенные объекты. Также «Ланкастеры» использовали для разрушения дамб с помощью специальных «прыгающих бомб», они активно участвовали во всех массовых налетах на города Германии.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Avro Lancaster
За годы войны «Ланкастеры» совершили 156 тысяч боевых вылетов, при этом почти три тысячи из выпущенных 7377 бомбардировщиков были потеряны. Именно эти английские бомбардировщики фактически стерли с лица земли Дрезден в феврале 1945 года. Уничтожение этого города и тысяч мирных жителей до сих пор многими расценивается как военное преступление, так как необходимости в бомбардировке Дрездена, менее чем за три месяца до капитуляции Германии, не было.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Атака Avro Lancaster на город Санкт-Вит, Бельгия, 26 декабря 1944 года
Тем не менее, в Великобритании и по сей день гордятся тем, что фирма Avro сумела разработать один из лучших бомбардировщиков Второй мировой войны и совершенно точно – лучший британский «бомбовоз» сороковых годов. Не случайно, что с вооружения Королевских ВВС «Ланкастеры» были сняты только в марте 1950 года, когда уже наступила реактивная эра и они со своей «максималкой» в 460 км/ч выглядели настоящим анахронизмом на фоне более современных и скоростных бомбардировщиков. Несмотря на это, часть машин отправилась служить в страны Африки и Южной Америки, а один Avro Lancaster до сих пор находится в аэропорту города Пафос (Кипр) как напоминание о годах британского владычества.
Летающая крепость
Вне всякого сомнения, самым известным четырехмоторным бомбардировщиком Второй мировой войны был американский Boeing B-17 Flying fortress. Этому самолету пришлось повоевать в Европе, Африке и на Тихом океане, причем везде он составлял основу американской бомбардировочной авиации. Что неудивительно, учитывая его тираж в 12 730 штук.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Boeing B-17 Flying fortress
Первый полет самолет совершил в 1935 году и до окончания производства в 1945 году пережил несколько серьезных модификаций, благодаря чему менялся внешне и внутренне, набирая вес и получая все более мощные двигатели. Имея хорошее оборонительное вооружение и скорость в 516 км/ч, предполагалось, что B-17 сможет действовать самостоятельно и днём, без истребительного прикрытия. Но переданные в Англию машины первых модификаций понесли большие потери в 1941 году, после чего британцы от дневных налетов отказались.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Поврежденный бомбардировщик Boeing B-17 Flying fortress после налета на город Кельн, Германия
А вот американцы разработали собственную тактику применения бомбардировщиков, которые летали днём плотными, большими группами – до 1000 самолетов, – и при приближении вражеских истребителей открывали массированный огонь из сотен пулеметов. Преодолеть свинцовый ураган крупнокалиберных пуль удавалось немногим пилотам люфтваффе, но некоторые все же прорывались через заградительный огонь и сбивали «летающие крепости». Особенно часто жертвами немецких истребителей становились поврежденные бомбардировщики, которые отставали от основной группы самолетов и не могли себя защитить.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
B-17 Flying Fortresses из 398й Бомбардировочной группы в полете к Ноймюнстеру, Германия
Полная масса В-17 составляла 30 тонн, размах крыла – 31,6 метра, бомбовая нагрузка – почти 8 тонн. Американская «летающая крепость» была меньше советского Пе-8, но брала больше бомб, имела лучшее оборонительное вооружение, большую на 60 км/ч скорость, но самое главное – надежные двигатели и хорошо продуманную конструкцию, благодаря которым сильно поврежденные в боях В-17 нередко доползали до своих аэродромов буквально на честном слове. После окончания войны бомбардировщики начали выводиться из состава ВВС США, хотя в некоторых странах они оставались на вооружении и в шестидесятые годы. Boeing B-17 Flying fortress внес огромный вклад в победу над Германией и Японией, заслуженно став едва ли не самым известным бомбардировщиком Второй мировой войны.
Consolidated B-24 Liberator
Не меньший вклад в победу внес и самый массовый четырехмоторный бомбардировщик Второй мировой войны Consolidated B-24 Liberator. С 1940 года было выпущено почти 18,5 тыс этих бомбардировщиков, причем их выпуск был освоен не только на производственных мощностях фирмы-разработчика Consolidated и других авиастроителей, но также на заводе автоконцерна Ford. В-24 Liberator имел во многом схожие с В-17 характеристики: вес 32 тонны, размах крыла – 33,5 метра, максимальную скорость 480 км/ч, бомбовая нагрузка – 3,8 тонны. Бомбардировщик служил в ВВС США и поставлялся американским союзникам – Англии и Австралии. Заказала эти бомбардировщики в 1939 году и Франция, но не успела их получить до капитуляции летом 1940 года.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Consolidated B-24 Liberator
Как и В-17, «Либерейтор» воевал на всех театрах военных действий – от Западной Европы, до Тихого океана. И как в случае с В-17 с окончанием войны бомбардировщики стали выводиться из состава ВВС США. Да так спешно, что последние партии В-24 с завода сразу отправляли на консервацию, а потом и на утилизацию. Правда, некоторым самолетам повезло: их переделали в летающие танкеры, транспортники и частично передали странам-союзникам.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Consolidated B-24 Liberator
Более полусотни «Либерейторов» в силу разных причин оказались во время войны в СССР, но служба в ВВС Красной Армии у них была недолгой – в послевоенное время что США, что СССР спешно перевооружались на новые, в основном реактивные самолеты. Несмотря на то, что самолет не отличался какими-то выдающимися особенностями, главными его плюсами была простота в управлении, надежность и то, что его всегда было много. Дефицита с материальной частью американские ВВС не испытывали, потому что промышленность США клепала тяжелые бомбардировщики с не меньшей скоростью, чем автомобили в мирное время. B-24 Liberator вошел в историю не только как самый массовый четырехмоторный бомбардировщик, но и как неприхотливый и надежный «бомбовоз».
Самый крутой
Титул «короля бомбардировщиков» Второй мировой войны заслуженно достался Boeing B-29 Superfortress, который стал вершиной развития поршневых бомбардировщиков. Этот самолет стал первым в мире бомбардировщиком с дистанционной системой управления пулеметами, с полностью герметичной кабиной экипажа, первым в мире носителем ядерного оружия и первым четырехмоторным бомбардировщиком с максимальной скоростью 605 км/ч.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Boeing B-29 Superfortress
© Depositphotos
Из-за дальности полета в 6500 километров, американское командование решило не использовать В-29 в Европе, поэтому с конца 1944 года он применялся исключительно на Тихом океане. Большая скорость и сильное оборонительное вооружение позволяли «суперкрепостям» бомбить Японию практически безнаказанно – гораздо больше потерь на первых порах они несли из-за технических неисправностей, чем от действия японской ПВО. Бомбардировщик весил 62 тонны, размах крыла составлял 43 метра, бомбовая нагрузка – более 10 тонн. Командование американских ВВС, обобщив опыт использования бомбардировочной авиации в Европе, в прямом смысле стало стирать Японию с лица земли, одновременно отправляя на японские города до полутысячи «суперкрепостей». С начала 1945 года и до конца войны бомбардировщики разбомбили все значимые военные и промышленные объекты, а 10 марта 1945 года чудовищной бомбардировке подверглась столица Японии – Токио, где в огне пожаров погибли от 80 до 100 тысяч человек. До сих пор даже американские историки не могут прийти к единому мнению о целесообразности бомбардировок как Токио, так и Хиросимы с Нагасаки, на которые В-29 сбросили атомные бомбы в августе 1945 года.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Boeing B-29 Superfortress
Несмотря на то, что уже летом 1945 года Япония лишилась большей части промышленности, авиации и флота, американцы планировали увеличивать мощь воздушных налетов, планируя до конца года развернуть армаду из 10 000 бомбардировщиков, да ещё и привлечь к налетам на Японию британские ВВС. Все это делалось для того, чтобы минимизировать потери американской армии, которая в 1946 году должна была высадиться на территории Японии. Но 15 августа 1945 года японский император Хирохито издал приказ о прекращении боевых действий, а 2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Ту-4 в музее Монино
© Poznamka.ru
Из всех американских бомбардировщиков времен войны только В-29 остался на вооружении ВВС США после Второй мировой и в 1950 году принял участие уже в Корейской войне. После окончания которой стало ясно, что даже самые совершенные поршневые бомбардировщики окончательно устарели в век реактивной авиации. Самое интересное, что нелицензионный клон В-29 – советский бомбардировщик Ту-4 – пережил своего собрата почти на десять лет и был снят с вооружения советских ВВС лишь в середине шестидесятых годов.
