Что общего у автомобилей и аппаратов ИВЛ: зачем правительства просят помощи у автоконцернов
И в это тяжелое время автопроизводители все же оказались небесполезны. Буквально через считанные часы после объявления о приостановке выпуска автомобилей на две-три недели правительство Великобритании обратилось к компаниям с заводами в этой стране за помощью - в стране катастрофически не хватает аппаратов искусственной вентиляции легких.
Та же история повторилась на следующий день в США. Не успели Ford, General Motors и Fiat Chrysler выгнать своих сотрудников по домам в режим самоизоляции, как администрация Дональда Трампа обратилась к ним за помощью на случай, если вдруг страна столкнется с дефицитом аппаратов ИВЛ.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
© depositphotos
На данный момент множество автомобильных компаний занялись вопросом возможности производства простейших аппаратов ИВЛ на своих мощностях. Но почему именно автомобильных? Что общего у компаний, которые выпускают машины по переработке бензина в дым и сажу, и фирм, производящих спасительные аппараты для дыхания? И насколько быстро можно наладить сборку медоборудования на автомобильных заводах?
Что говорят эксперты
Часть работы уже выполнили сами власти, предоставив чертежи и документацию на приборы. Правда, специалисты все равно сомневаются в возможности собирать ИВЛ силами автопроизводителей.
Йенс Халлек, глава одного из крупнейших производителей аппаратов ИВЛ Hamilton Medical полон скептицизма. По его словам, материалы и детали для этих аппаратов крайне специфичны и требуют особых знаний и ноу-хау.
"Это очень точные аппараты не только с большим количеством оборудования, но и программного обеспечения. Если один из компонентов дает сбой, аппарат невозможно использовать", - приводит его слова Wired.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
© Ford
При этом сами компоненты для сборки могут менять в зависимости от назначения аппарата. Прибор ИВЛ для интенсивной терапии технически отличается от стандартного.
Сами автомобильные эксперты также не уверены, что это технически реализуемо. Ник Оливер, автоэксперт и профессор в университете Эдинбурга, уверен, что не только автомобильная, но и любая другая компания, не имеющая ничего общего с медициной, не способна выдать качественный продукт.
"В автомобильной промышленности нет ни одного элемента или детали, которая способна качать воздух так же, как это делает аппарат ИВЛ", - говорит Оливер.
Главной проблемой для автопроизводителей станет невозможность достать комплектующие для аппаратов. В этом уверен профессор бизнес-школы Оксфордского университета Маттиас Хольвег.
"На детали для аппаратов сейчас и так повышенный спрос - ведь на сами аппараты спрос существенно вырос. Вероятно, было бы лучше обратиться не к автомобильным производителям, а к производителям этих самых аппаратов, чтобы как-то помочь им собирать сразу быстро и много", - считает Хольвег.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
© depositphotos
Что общего у автомобилей и аппаратов ИВЛ
На самом деле, не так и мало. Аппарат ИВЛ выполняет простую операцию - двигает поток воздуха или смесь воздуха и кислорода. Так он помогает больному пневмонией тратить меньше сил и энергии, чтобы просто дышать.
Чтобы качать воздух, аппарату нужен компрессор, который можно настроить на имитацию определенного количества вдохов/выдохов в минуту. Кроме того, он использует специальный увлажнитель, который еще и подогревает воздух.
То есть нужен постоянный мониторинг воздушной смеси, ее давления, количества вдохов/выдохов и некоторых других критически важных параметров. Разумеется, для этого используется огромное количество датчиков: кислородный, датчик воздушного потока, давления и многие другие.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
© depositphotos
Вообще-то, в современных автомобилях полно таких датчиков. Глава SpaceX Илон Маск отметил, что компания использует в космических аппаратах системы жизнеобеспечения с похожими конструкциями.
Проблемой наладки производства аппаратов уже озаботились в McLaren, Ferrari, Ford, General Motors, Nissan и других компаниях, имеющих достаточно научно-исследовательских мощностей, чтобы возможно разработать что-то свое, с упрощенным дизайном и функционалом.
Вспомните, как инженеры Tesla и SpaceX собрали капсулу для спасения детей, застрявших в пещере в Таиланде. Им для этого потребовались считанные дни. Сейчас перед ними стоит задачка посложнее, но все же стоит подождать.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
© Ford
Как их выпускать
Основной проблемой для автопроизводителей станет отсутствие оборудования для сборки аппаратов. Их станки и роботы явно не подойдут для этого, так как для медицинского оборудования используются станки совершенно другого рода.
Как ни странно, большую их часть делают в Китае. Так что для наладки более-менее постоянной сборки большого количества аппаратов потребуется какое-то время.
Илон Маск справедливо заметил, что даже если у них что-то получится, к тому времени, когда это получится, дефицита уже может не быть. Так что перед автоконцернами вновь поставили технически сложную задачу, которая должна быть выполнена в кратчайшие сроки. Посмотрим, смогут ли они выиграть эту гонку со временем.
