Оформляем ГБО по закону
Газобаллонное оборудование (ГБО) — штука, к которой относятся с подозрением. Это нормально: газ по определению взрывоопасен. Но само оборудование, конечно, защищено по-максимуму. Существуют сжиженный (пропан, получают из попутного нефтяного газа) и сжатый природный газ (метан). Если мы говорим о легковушках, чаще всего имеется в виду первый вариант. Для сжиженного газа не нужны слишком уж громоздкие баллоны с толстыми стенками. Что касается сжатого газа, на нем ездят по большей части грузовики.
Заставят ли автолюбителей платить за неправильные шины.
Вначале стоит спросить себя: «А оно тебе надо?». Про любовь к экологии не говорим, эта сторона вопроса, к сожалению, мало кого волнует. А вот цена газового топлива примерно вдвое ниже стоимости бензина. Если автомобиль эксплуатировать ежедневно и интенсивно, затраты быстро окупаются. В связи с чем переход на газ популярен среди владельцев маршрутных такси. Легковым таксистам такая штука нужна гораздо меньше — газовых заправок меньше, чем бензиновых, а баллоны конкурируют за место в багажнике с пассажирскими чемоданами.
Допустим, вы видите выгоду в переходе на газовую диету. Сразу договоримся, что самостоятельно мы не устанавливаем газобаллонное оборудование. Просто по той причине, что вам же его надо правильно зарегистрировать. А самодеятельность регулирующие органы не одобряют. Причем уже примерно полгода как это неодобрение приобрело карательные формы — ГИБДД начала обращать пристальное внимание на любые «вмешательства в конструкцию транспортного средства». Иногда этот интерес приобретает форму паранойи. Например, в Орле жителям свободной страны вообще не разрешают ставить на учет переоборудованные на газ автомобили. А на просьбы выдать письменный отказ в регистрации местные инспекторы предпочитают просто не отвечать.
На территории Таможенного союза действует технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Он и является основным законом в процессе установки и регистрации ГБО.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Итак, каков в теории алгоритм этого процесса?
Сначала нужно подтвердить саму возможность установки ГБО на машину. Ведь изначально такое оборудование для вашего автомобиля не предусмотрено и в Одобрении типа транспортного средства не записано. Если, конечно, у вас не автомобиль, оборудованный для работы на газе уже на заводском конвейере.
Для этого проводится предварительная техническая экспертиза в аккредитованной лаборатории. (Например, в Москве таковой занимаются структуры при НАМИ и МАДИ.) Впрочем, как и большинство дальнейших пунктов, это не техническая, а бюрократическая процедура. В лабораторию идем с подписанным заявлением из ГИБДД на внесение изменений в конструкцию ТС.
Получаем заключение и двигаемся с ним и с заявлением в ГАИ. Естественно, не забываем собственные документы, документы на машину и сам автомобиль.
Получив «положительное решение о возможности внесения изменений», едем устанавливать ГБО в сертифицированный сервис. Кстати, если разрешение на установку не получено, в ГАИ должны указать причину отказа.
В сервисе вы получаете не только машину с техническими изменениями, но и «заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС».
Двигатели-маломерки отработали ресурс.
Теперь надо вновь пройти техническую экспертизу. И явиться на нее с кучей документов. Там должны быть и заявление-декларация, и, к примеру, диагностическая карта вашей машины, и копия сертификата сервисного центра, и (внимательно!) фотографии подкапотного пространства автомобиля до и после внесения изменений. Экспертиза небесплатна. Как и получение финального акта о ее проведении. Впрочем, это еще далеко не финал. Нас ждет техосмотр с получением диагностической карты.
Наконец, надо зарегистрировать автомобиль с изменениями, для чего возвращаемся в ГАИ со всеми собранными в процессе документами и, кстати, с сертификатами соответствия на само газобаллонное оборудование. Только теперь нам внесут изменения в ПТС.
В принципе, описание алгоритма состоит из нескольких строк. Знаете, сколько этот процесс занимает на практике? Эксперты из созданного недавно Национального автомобильного союза (НАС) попытались в Москве честно пройти все круги ада на собственном автомобиле. На всю процедуру у них ушло 55 дней.
Собственно, НАС и был создан для борьбы с бюрократическими препонами в вопросе регистрации дооборудованных автомобилей. Сейчас юристы этого Союза пишут новые версии регламента (он касается не только ГБО, а любых изменений) и надеются их утвердить в правительстве.
Но вам-то что? ГБО у вас уже установлено! Во-первых, теперь вам придется регулярно проходить проверки оборудования и самих баллонов. Во-вторых, вспомните, не встречали ли вы на въездах в подземные парковки таблички «Автомобилям с газобаллонным оборудованием въезд запрещен!»? Внимательные водители говорят, что такие объявления — не редкость.
Хорошо, а если ГБО вы установили до того, как прочитали этот текст и безо всяких оформлений? Попавшийся инспектору владелец незаконно доработанного автомобиля платит штраф 500 рублей и получает запрет эксплуатации до устранения причины нарушения. Газовые энтузиасты вынимают баллоны из багажника, едут в таком виде в ГИБДД, демонстрируя «устранение причины», после чего все возвращается на круги своя. Учитывая специфику такого вида топлива, думаем, это не самое удачное решение вопроса.
Автомобиль на все случаи жизни: выбираем пикап.