Монстр по имени «Витязь»: 5 фактов про отечественный супервездеход
Сочлененный гусеничный ДТ-10 — экстремальный транспорт для нечеловеческих условий эксплуатацииНевероятные размеры
Чудо-вездеход Ишимбайского завода транспортного машиностроения не просто большой. Он в буквальном смысле безразмерный. Длина — до 16 метров. Но это еще не все. Ширина достигает 3,1 метра, высота – только представьте! — до 3,4 метра.
/imgs/2022/04/29/09/5384267/b2e376fb2a5605d426fc6af496f36c1533716a0c.jpg)
© Vitaly V. Kuzmin
А еще «Витязь» тяжеленный, словно дом. Его снаряженная масса достигает двадцати девяти тонн.
Звенья — всему голова
Непомерные габариты — далеко не единственная уникальная особенность былинного героя бездорожья. Не меньшее впечатление производит двухзвенная компоновка и поворотно-сцепное устройство с гидроцилиндрами вертикального и горизонтального складывания. Управляемая с места водителя хитроумная система позволяет звеньям — читай, машине и прицепу — функционировать независимо друг от друга, поворачиваясь в вертикальной, горизонтальной и продольно-вертикальной плоскости.
Гидроцилиндры вертикального складывания отвечают за плавность хода и обеспечивают феноменальную геометрическую проходимость — позволяют штурмовать стены высотой до полутора метров. А если их заблокировать, то внедорожный экспресс сможет перемахивать через траншеи и рвы шириной до четырех метров. Элементы горизонтального складывания выполняют роль поворотного устройства и обеспечивают громадине высокую маневренность.
/imgs/2022/04/29/09/5384274/df46a1e3e2dedf7e151fab8cb15e55823acb3392.jpg)
© Ministerstwo Obrony Rossijskoj Federazii
Что касается непосредственно звеньев, то в первое — это кабина на 4–7 человек с системой обогрева и вентиляцией и тентованный кузов. Прицеп также может быть кузовом с тентом или платформой для установки разного оборудования, включая технологическое.
Двигатель как у суперкара
Он не крутится до 9000 об/мин и не изобилует многочисленными хайт-тековыми решениями. Тем не менее, характеристики поражают воображения. Только вдумайтесь — «Витязь» приводится дизельным мотором V12 объемом 38,88 литра с центробежным нагнетателем. Агрегат весит 980 килограмм и развивает 710 л.с., но с ним особо не разгонишься. По суше ДТ-10 выжимает в районе 40 км/ч, а на плаву — около 5 км/ч. В естественной среде обитания машины скорость без надобности.
/imgs/2022/04/29/09/5384278/13e8b3d8d236105d299f70a6f3474c4fc55fa3cc.jpg)
© Vitaly V. Kuzmin
В паре с двигателем работает четырехступенчатая гидромеханическая автоматическая коробка передач с одноступенчатым гидродинамическим трансформатором для плавного изменения передачи крутящего момента и блокируемым дифференциалом.
Экстремальная грузоподъемность
Подобно древнерусскому богатырю «Витязь» в зависимости от модификации способен брать на свои могучие плечи огромную массу до тридцати тонн! Неудивительно, с таким-то мотором… Может показаться, что полностью загруженный вездеход способен продавить земную кору, но это совершенно не так. Среднее удельное давление на грунт — 0,22–0,3 кг/см² в зависимости от версии. Комбинация резинотканевых гусениц и поворотно-сцепного устройства исключают срыв грунта и минимизируют воздействие на почву.
Для любых задач
Неординарная могучая техника с экстремальными оффроудными возможностями в России всегда пригодится. Ну а «Витязю» в его нелегком деле найдется немало равных. Он готов выполнять задачи где угодно и когда угодно — при температуре от -50°С до +40°С, под штормовым ветром, в снег, дождь и град.
/imgs/2022/04/29/09/5384283/df819cd856cdcb9a34cfb54ef9f498277f71a5bb.jpg)
© Vitaly V. Kuzmin
Машину можно использовать для геофизических исследований, геологоразведки, аварийно-спасательных мероприятий, транспортировки горюче-смазочных материалов и продовольствия в отдаленные районы, создание трасс-зимников и обслуживание объектов топливно-энергетического комплекса. Интересно, что ДТ-10 годится как для мирных миссий, включая строительство, так и для нужд армии. Например, транспортировки личного состава и военно-технического оснащения, а также монтажа вооружения.