Легендарная «Шишига»: 8 фактов про грузовик ГАЗ-66
За что водители любили и ненавидели советский внедорожник?ГАЗ-66 в народе широко известен под прозвищем «Шишига», которое с одной стороны является производным от цифрового индекса «шестьдесят шесть», а с другой — названием нечистой силы в русской мифологии. Шишига, он же шишок может обитать в самых разных местах. Например, те, что живут в лесу зовутся лешим. Кстати, сам грузовик выглядит слегка зловеще и оправдывает свое прозвище, не правда ли?
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
«Шишига» — титулованный автомобиль-долгожитель. Он встал на конвейер в 1964 году, застал войну в Афганистане и распад Советского Союза. Производство прекратилось лишь а 1999-м. В шестидесятые годы грузовик удостоился Золотой медали на московской выставке «Современная сельскохозяйственная техника». Участие в международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге принесло ему еще одну Золотую медаль. Наконец, в апреле 1969-го ГАЗ-66 первым среди автомобилей СССР получил государственный Знак качества.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Вездеход изначально задумывался как грузовой автомобиль повышенной проходимости. Он оснащен бензиновым 4,3-литровым двигателем V8 с предпусковым подогревателем, подключаемым полным приводом с понижающей передачей, системой регулировки давления в шинах и гидроусилителем руля. Грузоподъемность — 2 тонны. «Шишига» отличается сбалансированностью с точки зрения распределения массы по осям и расположения центра тяжести. Кстати, оптимальная развесовка открыла автомобилю путь в десантные войска. Он без выраженного крена мог приземляться на четыре колеса.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Рычаг коробки передач буквально у задней стенки кабины и вынуждающий водителя выкручивать руку при переключениях, стал притчей во языцех. Салон ГАЗа сравнительно тесный и к тому же расположен прямо над колесами. Для гражданской эксплуатации эта особенность не является проблемой, но в случае подрыва на мине несет смертельную опасность. По этой причине «Шишги» пришлось выводить из Афганистана буквально на первом этапе войны.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Автомобиль выпускался в десятках разных модификаций. Так, например, шасси с кабиной и грузовик с бортовой платформой, лебедкой и централизованной системой регулирования давления в колесах имели обозначение ГАЗ-66-12. Версия, имевшая экранированное электрооборудование, называлась ГАЗ-66-14. Другой пример — ГАЗ-66-40. За индексом скрывается модель с грузовой платформой или шасси с кабиной, оснащенный 116-сильным турбодизелем и с грузоподъемностью 2,3 тонны.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
«Шишига» не только поставлялась во все страны соцлагеря, но и экспортировалась в государству с умеренным или жарким климатом. Кабину «тропических» модификаций адаптировали под специфику эксплуатационных условий, что было не самой простой задачей — «восьмерка» с энтузиазмом отдавала тепло в салон. Получилось ли у инженеров охладить ее пыл неизвестно.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Интересно, что ГАЗ-66 выступал своего рода платформой для экспериментов, нацеленных на повышение проходимости и повышение внедорожного потенциала. Опыты проводились с переменным успехом, а их плодами стали такие опытные разработки как трехосный грузовик с индексом 34 и модифицированный десантный ГАЗ-66Б с гусеничными движителями вместо колес.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Автомобиль нередко используется в качестве базы для постройки внедорожных кемперов. Иногда встречаются очень аккуратные экземпляры с хорошим оснащением. Впрочем, следует отметить, что такие моторхоумы, по мнению некоторых профессиональных джиперов, не очень подходят для экстремального тотального бездорожья в силу высокой массы.