Когда появилась компания Ferrari и причем тут каббала
Вопросы есть и к самому Энцо ФеррариВ детстве Энцо Феррари мечтал о карьере журналиста, автогонщика и оперного тенора. Попробовав себя – и не без успеха – в первых двух ипостасях, уроженец Модены стал не только знаменитым предпринимателем, но и творцом легенды собственной жизни, начиная... с ее первого же дня
Каббала диктует
Коммендаторе, как почтительно именовали Феррари, любил вспоминать, что из-за сильнейшего снегопада лишь на третьи сутки после появления на свет младшего сына отец из их дома на окраине сумел добраться до муниципалитета в центре Модены. Так в метрике о рождении Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари появилась "отсроченная" на два дня дата рождения, 20 февраля 1898 года.
/imgs/2022/01/19/15/5180223/7a65659661ee371e030d4e194b85fc7f09fec479.jpg)
Юный Энцо Ферари пробовал себя в качестве спортивного журналиста. 16 ноября 1914 года в миланской Gazzetta dello Sport был опубликован его отчет о футбольном матче Milan-Inter. Через десять лет, уже будучи автогонщиком, Феррари будет в числе учредителей издаваемой в Болонье Corriere dello Sport
Много позже оригинал документа будет обнаружен, и тогда выяснится, что, во-первых, под ним стоит подпись не отца, Альфредо Феррари, якобы пробивавшегося через снежные заносы (в официальном журнале метеонаблюдений нет и намека на природные катаклизмы), а акушерки. Во-вторых, 20 февраля как день рождения Энцо значится в метрике, датированной 24 февраля 1898 года. Люди, хорошо знавшие Мага (одно из прозвищ Феррари), предполагали, что всему причиной его увлечение каббалой. В этом эзотерическом учении цифра "18" символизирует силу воли, а двадцатка – печаль и озабоченность злом. Если и это легенда, то тоже красивая.
/imgs/2022/01/19/15/5180221/06d9e4b94534babadbf405498ed74fb6203bf8a4.jpg)
С 1920 года и вплоть до рождения в 1932 году сына (он получит имя Дино) Энцо Феррари не раз выходил на старт гонок, в которых участвовал на моделях Alfa Romeo
Развод с «Альфа Ромео»
"Я не отрекусь от способности иметь собственное мнение и своего несносного характера", – с такими словами в 1939 году Энцо Феррари покинул пост руководителя гоночного подразделения Alfa Romeo, которое создал в 1929 году под именем Scuderia Ferrari и с которым одержал множество побед. Депрессии не последовало. Уже 1 сентября 1939 года Феррари основывает в родной Модене компанию Auto - Avio Costruzioni (AAC) по производству четырехцилиндровых двигателей для учебно-тренировочных самолетов и шлифовальных станков, использовавшихся при изготовления подшипников. Спрос на тот и другой вид продукции гарантировала начавшаяся Вторая мировая.
/imgs/2022/01/19/15/5180225/4f01a7b7c36bd570deed132e6caac8f97579167b.jpg)
В логотипе компании Auto - Avio Costruzioni, основанной Энцо Феррари после ухода из Alfa Romeo, без труда угадывается видоизмененная эмблема Scuderia Ferrari
Но страсть к автомобилям у Феррари не исчезла. В декабре 1939 года Энцо получил заказ от земляка, маркиза Лотарио Рангони Макиавелли на постройку двух машин для участия в легендарной гонке Mille Miglia. Модели, в конструкции которых широко использовались узлы модели Fiat 508 C Balilla 1100, получили обозначение "815". Оно расшифровывалось как 8-цилиндровый (рядный) мотор рабочим объемом 1.5 л.
/imgs/2022/01/19/15/5180229/7ff19d465a5cb937e2f9c5b7db5c5ae02c9fc679.jpg)
ААС 815 готовятся к старту Гран При Брешии 28 апреля 1940 года. Экипаж машины №65 – Лотарио Рангони Макиавелли и Энрико Нарди, машины №66 – Альберто Аскари и Джованни Миноцци
Для своего времени это был передовой агрегат с легким алюминиевым блоком, адаптированной под гоночные нагрузки системой смазки и квартетом карбюраторов. Особое внимание к конструкции двигателей станет визитной карточкой моделей Феррари и, по мнению многих, обеспечит им 80% успеха. От оставшихся 20% большая часть будет приходиться на долю дизайна. Для 815-х кузова изготовило миланское ателье Touring, с основателем которого, Феличе Бианки Андерлони, Энцо Феррари был дружен со времен своей карьеры автогонщика.
/imgs/2022/01/19/15/5180236/0a3cc31d1b553b1a56a9bb5b2c725d6a90e29aa0.jpg)
AAC 815, изготовленная для маркиза Рангони Макиавелли, отличалась более тщательной, роскошной отделкой
Touring и на этот раз оправдало появившуюся в 1930-е приставку "Superleggera" (сверхлегкая – ит.) к своему названию. Изготовленные из Италлумаг 35, алюминиево-магниевого сплава, элегантные двухместные кузова весили всего 54 кг каждый, а снаряженная масса 815-х составляла всего 625 кг, что позволило получить хорошую удельную мощность при отдаче двигателя в 75 л.с.
/imgs/2022/01/19/15/5180255/805000079ba1410c8bbbc55576e9befea0b8b4a4.jpg)
Двигатель ААС 815, выполненный в едином блоке тандем рядных "четверок" Fiat 508 C Balilla 1100, работал в связке с 4-ступенчатой механической коробкой передач
Если что и огорчало тогда Энцо Феррари, так это невозможность дать 815-м свое имя. Таково было одно из условий "развода" с Alfa Romeo. Поэтому 28 апреля 1940 года на старт гонки, которая из-за начавшейся мировой войны проводилась в "городском" формате Гран При Брешии, 815-е вышли под маркой ААС. Но Феррари нашел способ уязвить бывших коллег: для кузовов 815-х был выбран цвет бычьей крови, цвет гоночных Alfa Romeo.
/imgs/2022/01/19/15/5180267/1a5ad4c630a0e264c3f8e5ae1ee08e08f79ab37c.jpg)
Рамное шасси ААС 815 с независимой пружинной передней подвеской Дюбонне, зависимой рессорной задней и барабанными тормозами "по кругу" не отличалось революционностью
Фирменный, более яркий красный цвет Ferrari появится позже. Кстати, его создаст все то же ателье Touring. Ему Энцо Феррари поручит и разработку дизайна туристических вариантов 815-х с кузовами купе и спайдер. Осуществлению этих планов помешала разгоревшаяся Вторая мировая. Тем не менее именно в 1940 году появились все слагаемые, которые обеспечат успех компании Ferrari.
/imgs/2022/01/19/15/5180268/7b973a550f836b72fa9cbc84c0289014a1e911e0.jpg)
Несмотря на исторические катаклизмы, до наших дней в одной из частных коллекций сохранился экземпляр ААС 815, которым управлял в 1940 году Альберто Аскари
Возвращение в парк Валентино
"Главное не победа, а участие" – такой подход категорически не устраивал Энцо Феррари. Обе ААС 815, поочередно побывав лидерами в своем классе в памятном Гран При Брешии 1940 года, вынуждены были сойти из-за механических поломок. Реванш начал готовиться еще в январе 1945 года. Тогда в офисе ААС на проспекте Trento e Trieste в Модене временно отстраненный от работы в Alfa Romeo по политическим мотивам Джиоаккино Коломбо, один из ведущих инженеров компании, начал проектировать V12.
/imgs/2022/01/19/15/5180277/e5e3695cd1bf99c7a2c7a3035a5abf2421275bf2.jpg)
12 марта 1947 года начались дорожные испытания Ferrari 125 S. За рулем еще не имеющей кузовных панелей машины – Энцо Феррари
Будущее супероружие еще не существовавшей Ferrari. "В истинном Ferrari может звучать только неподражаемая, идеальная по гармонии музыка моторов V12", – скажет впоследствии великий дирижер и многолетний клиент марки Герберт фон Караян.
/imgs/2022/01/19/15/5180280/9fbb11cbd2b99220f66e8982ed44f29a63b5e620.jpg)
Ferrari 125 S имела трубчатую раму с Х-образным центральным элементом, на которую монтировался легкий алюминиевый кузов. Для первой официальной модели марки его спроектировали – редкий случай в то время – непосредственно на заводе в Маранелло
Впрочем, изначально все было далеко не очевидно. В июне 1946 года Коломбо вернулся в Alfa Romeo, а на место главного конструктора будущей Ferrari 125 S пришел Джузеппе Буссо. И он раскритиковал выбор архитектуры двигателя, доказывая, что при заданном рабочем объеме в 1.5 л эффективнее 8-цилиндровый мотор. И с ним вроде бы соглашались. Но Коммендаторе "заболел" V12 с юности, увидев в 1915 году в статье о гонке 500 миль Индианаполиса фото Packard с таким двигателем, а позже рассмотрев в деталях свою мечту на личной машине графа Тросси, одного из клиентов Scuderia Ferrari.
/imgs/2022/01/19/15/5180290/f90e02398fdeff05549c56c09b19d297faba9bf8.jpg)
1946 год. Ferrari 125 S еще готовилась к выпуску, но 1.5-литровый V12 уже рекламировался
Как бы то ни было, дело зашло слишком далеко, и к гоночному сезону 1947 года в Маранелло, куда Энцо Феррари перенес свой офис еще в 1943-м, подготовили два экземпляра модели с V12.
/imgs/2022/01/19/15/5180315/36fd4a6520401a1a02999802117199d461332403.jpg)
Установленный на Ferrari 125 S полностью алюминиевый 1.5-литровый V12 развивал 100 л.с. при 7000 об./мин. и сочетался с 5-ступенчатой механической коробкой передач
К тому моменту срок действия ограничений, наложенных на Феррари при его уходе из Alfa Romeo в 1939 году, истек, и машины получили обозначение Ferrari 125 S, став первыми "официальными" представителями марки. Плюс в отличие от довоенных АСС 815 они были разработаны и изготовлены компанией с чистого листа. Возможно, поэтому их V12 получились не одинаковыми.
/imgs/2022/01/20/09/5181632/9d34a0d75b142535149ece6a391b2f562d1d8b13.jpeg)
11 мая 1947 года, когда Ferrari 125 S приняла участие в Гран При Пьяченцы, может считаться официальным днем рождения марки Ferrari
Гонщик Нино Фарина, раздосадованный тем, что мотор его машины не додает "лошадей" 20 от заявленных 100, переусердствовал на тренировках в повороте и повредил свой Ferrari 125 S. Это сделало Франко Кортезе первым в истории пилотом команды Ferrari как независимого производителя. В дебютной гонке 11 мая 1947 года в Пьяченце он пробился в лидеры и удерживал свою позицию пока за семь кругов до финиша не сошел с дистанции по причинам, которые официально так никогда и не были названы.
Но уже через две недели Кортезе принес Ferrari первую победу, опередив на Гран При Рима более мощные Maserati 6CS 1500s.
/imgs/2022/01/19/15/5180321/dbfaff50495328864686048d501f44c5fbe407e5.jpg)
Ferrari 125 S (крайняя слева в первом ряду) на старте Гран При Рима. В этот день 25 мая 1947 года был открыт счет победам команды из Маранелло
В дебютном сезоне Ferrari 125 S еще пять раз финишируют первыми, однако лично для Энцо Феррари особенно значимой окажется победа, одержанная 12 октября 1947 года. Когда французский гонщик и герой движения Сопротивления Раймон Соммер выиграл Гран При Турина за рулем Ferrari 159 S (вариант 125 S с форсированным до 125 л.с. V12), Энцо Феррари нашел в городском парке Валентино ту самую скамью, на которой он, комиссованный по болезни солдат Первой мировой, плакал в 1919 году, получив отказ Fiat принять его на работу.
Надо ли говорить, что через 28 лет Феррари испытал в том же месте совсем другие чувства. Кстати, в каббале цифра "28" означает удачу в любви, а Маг, безусловно, любил свое дело...
