Как и зачем зимой нужно греть амортизаторы
Стандартные амортизаторы – довольно бесхитростные устройства, по конструкции мало чем отличающиеся друг от друга на большинстве представленных на рынке моделей автомобилей. Как правило, служат они десятки, а то и сотни тысяч километров. Но могут и подложить свинью, отказав почти сразу после установки или после неправильной эксплуатации зимой.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Амортизаторы не просто влияют на комфорт, но также повышают безопасность и управляемость транспортного средства. Они адаптируются к различным дорожным условиям благодаря наличию специальных клапанов и каналов для масла. Последнее является рабочей жидкостью и напрямую влияет на то, насколько хорошо работает амортизатор. Свойства масла в амортизаторах, равно как и в двигателе, сильно меняются в зависимости от температуры окружающей среды. На морозе масло густеет и перестаёт нормально циркулировать по каналам. Как следствие – подвеска становится очень жёсткой, дубовой. Чтобы амортизатор начал работать, ему, равно как и мотору, нужно выйти в рабочий температурный диапазон, рассчитанный инженерами ещё на этапе создания устройства. Мороз на улице – это экстремальные условия, способные нарушить работу даже весьма качественных амортизаторов.
Вот почему пренебрегать их прогревом точно не стоит. Агрессивная езда на холодных амортизаторах – верный способ их утилизировать. Отправляясь в путь зимой, стоит помнить, что холодное масло приводит к образованию задиров на штоках и потере герметичности уплотнений внутри амортизаторов. Это, в свою очередь, становится причиной потерь масла. Разгерметизация устройства нарушает работу подвески: при ходе отбоя застывшая жидкость над поршнем бьёт в направляющую втулку штока и постепенно начинает вытекать. Всё это ведёт к верной и бесповоротной смерти амортизатора.
В отличие от двигателя, прогреть масло в амортизаторах на стоячей машине просто невозможно. Делать это следует на ходу. Всевозможные грелки и фены здесь могут помочь в исключительно экстремальных условиях, к примеру, в Якутии и Заполярье, где температура опускается до немыслимых значений.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Как же правильно греть амортизаторы? Для этого надо чётко представлять, как они работают.
Во время езды жидкость внутри амортизаторов под действием штока циркулирует по каналам из одного резервуара в другой. Данный процесс приводит к образованию тепловой энергии – устройство начинает нагреваться изнутри. Иными словами, для прогрева нужно просто аккуратно и неспешно ехать. Желательно по относительно ровной дороге, без крупных выбоин, ям и лежачих полицейских, провоцирующих сильную артикуляцию подвесок. Этого вполне достаточно, чтобы масло начало выходить в рабочий диапазон.
Как правило, для прогрева амортизаторов нужно проехать несколько сотен метров или, в тяжёлых случаях, пару-тройку километров. После этого можно не опасаться за их сохранность. Впрочем, забывать о том, что устройства активно охлаждаются потоком студёного набегающего воздуха, тоже нельзя – дефицит тепла зимой безусловно будет ощущаться: подвеска всё равно не сможет обеспечить столь же комфортное и безопасное движение, что и летом. Принято считать, что нормальный диапазон работы для амортизаторов – от минус 25 до плюс 30 градусов по Цельсию.
А что делать, если амортизаторы всё-таки повредились и стали подтекать? Ответ прост – незамедлительно их менять. Неисправные амортизаторы повлекут за собой множество других поломок и приведут к дополнительным финансовым тратам. Они быстро разрушат опоры стоек, разобьют сайлентблоки подвески и приведут к неравномерному износу шин. Колёса начнут в буквальном смысле "плясать" по дороге, что сделают езду на автомобиле чрезвычайно опасной – ухудшатся управляемость и тормозной путь.