История лосиного теста: как животные сделали автомобили безопаснее
Однако мало кто знает историю его появления и знаковые модели, которые отличились при выполнении этого довольно сложного испытания. Как в хорошую, так и в плохую сторону.
Впервые испытывать автомобили на способность "держать себя в руках" стали в Швеции, которая, как и соседние скандинавские страны, богата на культуру вождения и на... лосей. Вероятно, именно там впервые выяснили, что на объезд внезапно возникшего препятствия на дороге требуется расстояние, меньшее, чем тормозной путь.
Первым брендом, который озаботился проблемой лосей-нарушителей, стал ныне покойный Saab. Компания в прямом смысле понесла ущерб - в одной из аварий с лосем погиб топ-менеджер компании. С тех пор в Saab особое внимание уделяли безопасности автомобилей при столкновении с лосями.
С тех пор в автомобилях Saab используется высокопрочное лобовое стекло и усиленные передние стойки. Во всех моделях, кроме 9000 и 9-2Х, зажигание расположено не на рулевой колонке, а на центральном тоннеле рядом с рычагом КПП.
Это сделано из соображений безопасности - компактные довольно тяжелые модули зажигания на рулевых колонках тех лет раздробили не одну сотню коленей.
Первой задокументированной аварией с лосем стало ДТП с участием Джулиана Шермиса в 1948 году. С тех пор Saab вел статистику аварий с лосями с участием своих автомобилей и собрал более 6100 записей.
В 1997 году шведское издание Teknikens Värld опубликовало результаты лосиного теста для тогдашней новинки - Mercedes-Benz A-Class. Автомобиль полностью провалил тест, который проводил Роберт Коллин, и перевернулся в ходе испытаний на скорости 60 км/ч.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Производитель поначалу полностью проигнорировал публикацию и никак не отреагировал на обзор журнала. Но сарафанное радио сделало свое дело. Автомобиль в Швеции получил прозвище Vältklasse (дословно - "переворот-класс" со шведского), которое забавно обыгрывало рекламный слоган Мерседеса - Weltklasse - мировой класс.
Попытки Mercedes-Benz дискредитировать журнал обернулись провалом. Шведская пресса жестоко прошлась по компании, раскритиковав подобную политику. Продажи автомобиля падали. Только после этого немцы признали недостаток проектировки и вынуждены были остановить производство автомобиля на 12 недель, чтобы доработать его подвеску и добавить электронную стабилизацию. Это стоило бренду более 100 млн долларов.
По правилам теста, он проводится в сухую погоду и по сухой дороге, но иногда делаются исключения. Лося на дороге имитируют дорожные конусы. Автомобиль изначально должен преодолеть препятствие на скорости 60 км/ч. Если он проходит испытание, скорость постепенно повышают до первого провала. Максимальная скорость, на которой автомобиль смог пройти тест, указывается в результатах.
Самый низкий результат скорости оказался у трехколесного Reliant Rialto, который удержался на дороге на скорости 42,5 км/ч. Разумеется, это гораздо ниже требований. Но интересно и другое.
Самый крутой автомобиль, который будто спроектировали для прохождения теста, оказался вовсе не шведский, а вполне французский Citroen Xantia Activa V6, выпущенный в 1999 году. Он показал скорость 85 км/ч, обогнав даже суперкары McLaren 675LT и Audi R8 V10 Plus.
Но был современный автомобиль 2019 года, который показал практически такой же результат - 84 км/ч. Это кроссовер Nissan Qashqai в версии DIG-T 160 Acenta. Однако не все современные автомобили одинаково полезны. Конкурент от Toyota - RAV4 - навел шороху осенью 2019 года. Автомобиль не прошел тест в двух модификациях. Toyota заявила о некорректности проведенного теста.
На мокрой дороге лучше всех себя повел дизельный Volvo S90 D4 2017 года - 74 км/ч.