Гармония
Грациозный, вытянувшийся, словно капля под набегающим потоком воздуха, Jaguar XJ великолепен даже под свинцовыми тучами. А когда ты садишься за руль…
— Через километр, за перегибом, будет отличный поворот: широкий, крутой и просматриваемый. Подержи подольше кнопку — система стабилизации отключится полностью!
Заметьте, не я это предложил, а человек из Ягуара! Потому что он уверен: шасси не подведет. Ведь пятиметровый седан не только выглядит как купе, но и едет фантастически. Полная гармония формы и содержания!
На заднем диване длиннобазной версии «икс-джея» я усидел недолго — хотя под покатой кэлламовской крышей можно чудесно коротать время в компании с… Можно и с ноутбуком.
Тепло переливается лакированное дерево, сквозь стеклянную крышу поблескивают звезды… Уютно. Хотя ты не отрезан от окружающего мира: сквозь шумоизоляцию различим уличный гул и рокот мотора, подвеска докладывает о состоянии дорожного покрытия, а шины — о шершавости асфальта. А в короткобазной машине (минус 125 мм свободы для ног) сидишь примерно как в хэтчбеке Porsche Panamera. И оснащения минимум: даже шторки на дверях надо поднимать вручную.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Три аналоговых кругляша на привычном месте — лишь картинка на дисплее. Зато вместо тахометра может всплывать меню борткомпьютера или аудиосистемы, а вместо второстепенных приборов — подсказки навигации и номер текущей передачи в квазиручном режиме. Если же ты перестаешь играть кнопочками, то через пару секунд инструментарий обретает прежний вид. Удобно! А еще оформление шкал меняется в зависимости от выбранного режима работы амортизаторов и «автомата»: в «зимнем» они окаймлены бирюзовым орнаментом вместо стандартного серебристого, а в «динамичном» — красным
Нет, как и в случае с Porsche, здесь лучше спереди. От былой чопорности осталась лишь узкая деревянная полоска под лобовым стеклом. Два мощных раструба воздуховодов в центре, позаимствованная у седана XF выезжающая рифленая шайба управления «автоматом» и бирюзовая иллюминация. Смело! И по-английски стильно.
Моторов для флагманского Ягуара фактически два. Во-первых, уже знакомая по седану XFR пятилитровая V-образная «восьмерка» с непосредственным впрыском бензина: в атмосферной версии она развивает 385 л.с., а с приводным нагнетателем Eaton — 470 или 510 л.с. в зависимости от варианта форсировки. А во-вторых, шестицилиндровый трехлитровый дизель с двойным последовательным наддувом, выдающий на-гора аж 275 л.с. В трехлитровом классе мощнее только 306-сильный битурбодизель на BMW 740d. По расчетам англичан, 85% «икс-джеев» в Европе будут дизельными. А вот основным покупателям, американцам, предложат только бензиновый мотор. Но Россия — не Америка, и дизель будет и у нас.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
А почему бы и нет? Шумит он не громче лазерного принтера, вибрирует еще меньше. Пока ты поглаживаешь подошвой педаль газа и «автомат» не дает раскрутить мотор выше 2000 об/мин, трудится одна турбина, старательно меняя геометрию направляющего аппарата в зависимости от нагрузки. Выходит экономно, по борткомпьютеру — чуть меньше 10 л/100 км.
А если наступить на газ по-взрослому, если раскрутить мотор? Теперь начиная с 2800 об/мин включается в работу вторая турбина с жесткой фиксацией лопаток, причем этот процесс происходит абсолютно незаметно. А динамика из разумной становится достаточной: 6,4 с до сотни! Без надрыва, без пафоса. Мешает разве что задемпфированность откликов в режиме Drive. Но все вопросы снимает Sport. А если охота пуще неволи, то можно и самому перебирать передачи подрулевыми лепестками. Причем номер текущей передачи загорается, как счет на табло: аршинные цифры на несколько секунд заполняют собой весь кругляш слева от спидометра. Не забудешь!
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Ощущение кокпита усиливает не только внятная боковая поддержка кресел, но и высокий центральный тоннель: при интенсивной работе рулем правый локоть то и дело входит с ним в контакт
Безнаддувный бензиновый XJ дарит еще больше эмоций. Он на 0,7 с быстрее дизельного в спурте до 100 км/ч, а после 4000 об/мин и вплоть до отсечки возле семи тысяч XJ V8 рычит, как настоящий хищник семейства кошачьих.
Жаль, что в этот раз не было компрессорных машин! Тогда бы вкус великолепного шасси раскрылся полнее. Несмотря на полтора центнера прибавки в снаряженной массе за счет оснащения (1755 кг против 1609 кг в сравнении со старым короткобазным автомобилем), несмотря на упрощение конструкции (в передней двухрычажке пневмоэлементы заменили пружинами) и частичную унификацию по деталям подвески с седаном XF, новый Jaguar XJ едет ничуть не хуже старого. Проворству, с которым он облизывает извивы деревенских дорожек, теперь может позавидовать даже BMW. А как мягко, истинно по-кошачьи он уходит в занос, как плавно стабилизируется на выходе!
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
За дисплей с двойным «раздельным» изображением требуется выложить целых 56 тысяч рублей. Хорошо, что стильные часики и двухзонный климат-контроль — это стандартное оснащение
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Выделка кожи и качество подгонки панелей из натурального дерева безупречны. А вот пластик кнопок слишком гладок для статусного автомобиля
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
За мощно-драматичное звучание 1200-ваттной аудиосистемы Bowe&Wilkins россиянам предлагается доплатить 69 тысяч рублей
При этом никаких рысканий на прямой, никаких прыжков в сторону на неровностях.
А ведь у электронноуправляемых амортизаторов Bilstein есть еще режим Dynamic. Антураж для него создается соответствующий. После нажатия кнопки с гоночным клетчатым флагом кайма виртуальных шкал приобретает страстный алый окрас, а электромоторы выбирают слабину ремней безопасности. Как будто перед ответственным допом ты сам подтянул «сбрую». Клапаны амортизаторов зажимаются сильнее, и теперь XJ кренится еще меньше, еще решительнее атакует повороты, а намеки на диагональную раскачку и вовсе исчезают.
Плавность хода, как ни странно, тоже улучшается: на волнах XJ перестает напоминать покачивающуюся лодку, а легкие тычки на мелких неровностях не становятся сильнее. Причем редкий случай — длиннобазный XJ ничуть не менее проворен, чем «короткий», но ожидаемо комфортнее.
Эх, этому бы Ягуару еще и полный привод… Вот был бы достойный соперник для Панамеры!
Но Jaguar — маленькая компания. Денег нет не то что на разработку полноприводной трансмиссии, но даже на адаптацию восьмиступенчатых «автоматов» ZF (хотя старый шестиступенчатый «автомат» ZF 6HP28 на «икс-джеях» настроен великолепно и переключается образцово мягко). А тут еще рецессия: дебют седана ХF лишь сгладил кривую падения — за прошлый год продажи снизились на 10%. И без того огромный разрыв с большой немецкой тройкой продолжает увеличиваться.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Обратите внимание насколько круче ниспадает линия крыши у Панамеры (на заднем плане) по сравнению с «икс-джеем». Поэтому Jaguar смотрится динамичнее, но запас пространства над головой пассажиров больше у Porsche. Кстати, у обоих автомобилей заявленный коэффициент аэродинамического сопротивления одинаков — 0,29
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
В 520-литровую пещерку багажника можно упрятать гораздо больше, чем два чемодана. Но шоферу придется потрудится: внутренний рельеф замысловат, а проем невелик. Алюминиевая крышка оснащена электроприводом, кнопка открывания находится под правым фонарем
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
За новой родовой чертой Ягуаров — выезжающей из недр центрального тоннеля рифленой шайбой управления «автоматом» — клавиша электро-механического стояночного тормоза и кнопки управления характером автомобиля. Та, что с клетчатым флагом, активирует «динамичный» режим: подвеска становится собраннее, реакции на газ — острее, а ESP — деликатнее. Та, что со снежинкой, включает «зимний» алгоритм: система стабилизации допускает большую пробуксовку на прямой, но строже пресекает скольжение в поворотах, «автомат» использует повышенные передачи. Короткое нажатие кнопки «ESP off» отключает антипробуксовочную систему, а длительное (более десяти секунд) — всю страхующую электронику, кроме АБС
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Простор для ног королевский, но вот над головой места немного. Даже у длиннобазного автомобиля (на фото) базовое оснащение очень скромное: стеклянная крыша да деревянные столики (короткобазный XJ обходится без них). В пакете опций Portfolio за 290 тысяч рублей есть передние кресла с электромассажером, четырехзонный климат-контроль плюс подогрев и вентиляция заднего дивана, а добавив 77600 рублей можно заказать мультимедиасистему с семидюймовыми мониторами, интегрированными в подголовники. Но вот задних кресел с массажем и индивидуальными регулировками, равно как и электропривода шторок на боковых окнах, Jaguar пока не предлагает
Но…
Mind the gap! Дословно: «Помни о разрыве». Этот призыв преследует всякого, кто приедет в Лондон. Он всюду: в тамбуре авиаэкспресса, на железнодорожных платформах и в вестибюлях метро.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Компоновка осталась классической: продольно расположенный мотор — над передней осью, привод — задний. Клеено-клепаный кузов, как и прежде, по большей части алюминиевый, но доля чрезвычайно легких магниевых сплавов стала больше: из них изготовлена практически вся передняя часть автомобиля
Mind the gap! И ты инстинктивно приподнимаешь ногу повыше и делаешь шаг шире обычного — ступеньки высоких бордюрных камней и капкан зазора между вагоном и платформой тебе уже не страшны.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Новый трехлитровый 275-сильный битурбодизель AJ-V6D Gen III — это плод глубокой модернизации старой 24-клапанной V-образной «шестерки» Ford/Peugeot объемом 2,7 л (204 л.с.) с чугунным блоком. Помимо увеличения рабочего объема и давления впрыска топлива до 2000 бар оптимизировали работу двух турбин: до 2800 об/мин трудится только одна, с изменяемой геометрией, а вторая, с жесткой фиксацией лопаток, раскручивается выхлопными газами лишь на более высоких оборотах. Пиковое давление наддува возросло на 33%, и, что еще важнее, — выровнялась моментная характеристика двигателя
Новый Jaguar XJ, стремительный и грациозный — это такая же частичка Англии, как и бордюрные надписи Лондона. Mind the gap! И не обращай внимания на мелочи. Какая тебе разница, сколько машин продают Audi, BMW и Mercedes — и сколько Jaguar? Шире шаг! И неважно, что дизельный короткобазный XJ стоит те же три с половиной миллиона рублей, что и BMW 730d, а 510-сильный длиннобазный Jaguar XJ Supersports за почти шесть миллионов лишь на 1,8 миллиона доступнее, чем 500-сильная Panamera Turbo. Ведь Jaguar дает тебе то, что все реже встречается у современных автомобилей: полное соответствие формы и содержания. Гармонию.
|
Паспортные данные
||||| |Автомобиль ||Jaguar XJ ||| |Модификация ||V6 Diesel |V8 |V8 Supercharged | |Тип кузова ||седан ||| |Число мест ||5 ||| |Размеры, мм |длина |5122 /5247*||| |ширина |1894 ||| |высота |1448 ||| |колесная база |3032/3157* ||| |колея передняя/задняя |1626/1604 ||| |Коэфф. лобового аэродинам. сопр., Сх ||0,29 ||| |Снаряженная масса, кг ||1796/1813*|1755/1773* |1892/1915*| |Полная масса, кг ||2365/2365* |2300/2335*|2365/2390* | |Двигатель ||дизельный, с двойным последовательным турбонаддувом |бензиновый, с непосредственным впрыском|бензиновый, с непосредственным впрыском и механическим нагнетателем | |Расположение ||спереди, продольно |спереди, продольно |спереди, продольно | |Число и расположение цилиндров ||6, V-образно |8, V-образно |8, V-образно | |Рабочий объем, см? ||2993 |5000 |5000 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||84,0/90,0 |92,5/93,0 |92,5/93,0 | |Степень сжатия ||16,0:1 |11,5:1 |9,5:1 | |Число клапанов ||24 |32 |32 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||275/202/4000 |385/283/6500 |470/346/6000—6500 (510/375/6000—6500)** | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||600/2000 |515/3500 |575/2500—5500 (625/2500—5500)** | |Коробка передач ||автоматическая, 6-ступенчатая ||| |Привод ||задний ||| |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах ||| |Задняя подвеска ||независимая, пневматическая, многорычажная ||| |Передние тормоза ||дисковые, вентилируемые ||| |Задние тормоза ||дисковые, вентилируемые ||| |Максимальная скорость***, км/ч ||250 |250 |250 (250) | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||6,4 |5,7 |5,2 (4,9) | |Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км ||7,0 |11,4 |12,1 (12,1) | |Выбросы CO?, г/км смешанный цикл ||184 |269 |289 (289) | |Емкость топливного бака, л ||82 |82 |82 | |Топливо ||дизтопливо |бензин АИ-95 |бензин АИ-95 | |* Для длиннобазной версии ** Данные в скобках — для 510-сильной модификации *** Ограничена электроникой|||||
Scriptio: Юрий Ветров.
Затянувшийся эксперимент
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
За все время производства Jaguar XJ был выпущен почти миллионным тиражом, разделенным на восемь серий, хотя на самом деле сейчас появилось лишь четвертое поколение.
История «икс-джея» началась в 1968 году. К тому времени в модельном ряду компании Jaguar присутствовали седаны четырех типоразмеров длиной от 4,6 до 5,1 м, но еще в первой половине шестидесятых тогдашний директор компании Уильям Лайонс заложил проект новой четырехдверной модели, получившей внутризаводское обозначение XJ — eXperimental Jaguar («экспериментальный Jaguar»). За все время доводки и испытаний этот индекс настолько привязался к машине, что его решили сохранить и для серийной модели, добавив лишь цифру «6» — по количеству цилиндров в двигателе.
Седан Jaguar XJ6 дебютировал в сентябре 1968 года и заменил собой сразу три « младшие» модели. Технически новичок был развитием модели Jaguar 420 (полностью независимая подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, шестицилиндровые моторы заслуженного семейства XK, механические и автоматические коробки передач), но радикально отличался более низким, легким и строгим кузовом. Базовый двигатель 2.8 (149 л.с.) мог разогнать автомобиль длиной 4,8 м до 180 км/ч, а версия с мотором 4.2 (186 л.с.) развивала 205 км/ч и уже в «базе» оснащалась кондиционером. Интересно, что специально для «икс-джея» компания Dunlop разработала новые радиальные шины SP Sport, предназначенные для движения со скоростями более 210 км/ч. В полной мере использовать их потенциал стало возможно летом 1972 года, когда появилась версия XJ12. При объеме 5,3 л ее двенадцатицилиндровый мотор развивал 253 л.с. — этого хватало, чтобы разогнаться до впечатляющих для того времени 240 км/ч. Тогда же появилась модификация с удлиненной на 102 мм колесной базой, заменившая собой огромный седан Jaguar 420G. И на долгие годы XJ стал единственным седаном марки Jaguar, пока в 1998 году не появился среднеразмерный S-Type.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ первой серии (1968—1973 гг.)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ второй серии (1973—1979 гг.)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ третьей серии (1979—1992 гг.)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ четвертой серии (XJ40, 1986—1994 гг.)
Осенью 1973 года рестайлинг превратил Jaguar XJ в автомобиль второй серии: установленный выше передний бампер (этого требовали новые американские стандарты безопасности), новая передняя панель и усовершенствованная система вентиляции. Через год был прекращен выпуск короткобазных версий, в 1975 году на смену мотору 2.8 пришла «шестерка» 3.4 (161 л.с.), а на двигатель V12 начали устанавливать электронную систему впрыска топлива.
Вторую по счету модернизацию англичане поручили ателье Pininfarina — Jaguar XJ третьей серии появился весной 1979 года. Увеличилась площадь остекления, изменились линия крыши и форма ее стоек, бамперы стали пластиковыми (раньше похожие ставились только на версии для США), а дверные ручки — травмобезопасными. В 1981 году мотор V12 примерил новые головки блока, благодаря чему мощность возросла до 295 л.с.
Полностью новый Jaguar XJ второго поколения (четвертой серии) рождался в муках — концерн British Leyland, которому тогда принадлежал Jaguar, переживал тяжелые времена, и в 1984 году фирма из Ковентри была отпущена в свободное плавание. Дебют новой машины с внутризаводским индексом XJ40 состоялся в октябре 1986 года. Интересно, что параллельно англичанам пришлось продолжить выпуск модели XJ12 третьей серии — моторный отсек новой машины рассчитывался максимум под двигатель Rover V8, от которого пришлось отказаться после расставания с концерном BMC.
В 1989 году Jaguar стал частью империи Ford, и объем «старшего» шестицилиндрового мотора был увеличен до четырех литров (249 л.с.), а чуть позже мотор 2.9 уступил место двухвальному двигателю 3.2 (203 л.с.). Главной новинкой 1993 года стала долгожданная версия XJ12 (6,0 л, 304 л.с.), одновременно с которой по спецзаказам начали выпускать автомобили с увеличенной колесной базой.
Уже через год свет увидел Jaguar XJ пятой серии (X300) — технически тот же XJ40, но с более мощными моторами и переработанным дизайном в духе первого поколения XJ. Кроме того, семейство дополнила версия XJR с компрессорной «шестеркой» мощностью 321 л.с.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ пятой серии (X300, 1994—1997 гг.)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ шестой серии (X308, 1997—2003 гг.)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ седьмой серии (X350, 2003—2006 гг.)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Jaguar XJ восьмой серии (X358, 2006—2009 гг.)
Jaguar XJ шестой серии (X308) 1997 года выглядел похоже, но интерьер полностью преобразился, механическая коробка передач ушла на пенсию, в списке опций появилась адаптивная подвеска CATS, а место под капотом заняли новые двигатели V8 объемом 3,2 л (240 л.с.) и 4,0 л (290 л.с.). Топ-версия XJR появилась через год — ее компрессорный мотор развивал 370 л.с.
Ждать полностью нового «икс-джея» третьего поколения (седьмой серии) пришлось до конца 2002 года — это был седан с индексом X350 с алюминиевым кузовом, пневматической подвеской и шестиступенчатым «автоматом». Базовым стал мотор V6 3.0 (240 л.с.), на «средние» версии устанавливались модернизированные двигатели V8 объемом 3,6 (262 л.с.) и 4,2 л (300 л.с.), а для топ-версии был предназначен 400-сильный «компрессор». В 2005 году большой Jaguar впервые почуял запах солярки — на версию XJ TDVi начали устанавливать битурбодизель 2.7 мощностью 204 л.с.
В 2006 году Jaguar XJ восьмой серии (X358) довольно нелепо намекнул на новое футуристичное направление ягуаровского дизайна: массивные бамперы с большими воздухозаборниками плохо сочетались с аристократичным дизайном кузова. И летом 2009 года мы увидели совершенно иной Jaguar XJ — четвертого поколения.
Scriptio: Игорь Владимирский.
