Эволюция бампера: от швеллера до карбона
Автомобиль в целом, а также все его узлы и детали непрерывно совершенствовались. Некоторые агрегаты в процессе технического развития вымерли, а иные изменились до неузнаваемости. Одна из деталей, пережившая множество любопытных реинкарнаций, — автомобильный бампер.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Первые моторизованные тележки, кои дерзко окрестили автомобилями, в бамперах не нуждались. Их было мало, двигались они медленно, их столкновения не наносили большого вреда. По распространённой версии, первый энергопоглощающий элемент появился в 1897 году на автомобиле President, созданном стараниями Леопольда Свитака — одного из основателей марки Tatra. Копия этого аппарата ныне обитает в Техническом музее Праги. И, действительно, передок тележки украшает металлическая пластина, достаточно затейливо изогнутая и с декоративными финтифлюшками.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Пошли по этапам
Историки автомобильной инженерии различают пять условных этапов становления бампера. Первый этап — единичные случаи установки какого-нибудь подобия бампера. Второй — серийное применение элементов, защищающих корпуса машин от ударов спереди и сзади. Здесь первопроходцем считают Ford Model A (начиная с 1930 года). Некоторые марки в те годы предлагали бамперы как опцию — то есть далеко не все считали эту вещь нужной и полезной. Интересно, что уже тогда бампер мог быть хромированным, никелированным или окрашенным в цвет кузова.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Большинство производителей поначалу использовали банальную схему: заурядные стальные полосы крепились спереди и сзади на пружинящих кронштейнах, которые принимали на себя энергию удара. Затем Packard предложил хитро изогнутую балку П-образной формы, применив упругий сорт металла. Ещё чуть позже — в 1940-х — бампер обрёл «уши», заходившие на боковину кузова. Так предохранялись самые «задеваемые» части автомобиля — его углы.
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Конструкторы не особо изощрялись в области бамперов, пока не завершилась война. Европа тогда продолжила консервативную линию — бампер остался незамысловатым швеллером. А в США началась почти безграничная свобода творчества — в погоне за покупателями, которым был важен внешний вид и престижность автомобиля.
