Дикий дизайн и комичные характеристики: 7 оригинальных советских автомобилей
От грузового лоурайдера до одноглазого спорткараЛуАЗ-969
Для советских автомобилей новаторство означало технологию, которую большинство западных автомобилей использовали уже много лет. У ЛуАЗа был передний привод, что считалось большой удачей в 1971 году для СССР. Он выглядит так, будто его колеса слишком малы для кузова, и именно это внешне отличало его от других подобных моделей. Какой бы комичной ни казалось его внешность, 969-й был практичным внедорожником с двигателем 0.9 л, развивающим более 30 л.с. Однако он тоже был небезопасен: было зафиксировано несколько случаев отравления угарным газом, а отсутствие хоть каких-то средств безопасности стало причиной множества аварий.
Ока (ВАЗ 1111)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Ока — это то, что получилось, когда СССР попытался создать кей-кар. Модель была выпущена в 1988 году, когда до распада СССР оставалось всего несколько лет. Ока должна была стать доступным массовым автомобилем и была лучше своих предшественников с приличным 2-литровым двигателем и достойной управляемостью. К сожалению, Ока быстро получила прозвище «Капсула смерти» из-за склонности к складыванию подобно консервной банке в случае аварии.
Трабант 601
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Модель начали выпускать в 1964 году. Переднеприводный автомобиль предлагался как двухдверный седан или трехдверный универсал. Под капотом стоял 499-кубовый двухцилиндровый моторчик мощностью 23 л. с., он работал в паре с трехступенчатой «механикой». Чуть позже в модельном ряду появились версии с полуавтоматичекой коробкой передач, предназначенной для инвалидов. А в 1968 году мощность мотора была увеличена до 26 л. с.
Силовой каркас машины делался из листового низкосортного металла, а наружные панели были выполнены из термопластика Duroplast на основе фенол-формальдегидной смолы. Можно сказать, что для создания Трабанта использовали остатки с заводов, где производили другие автомобили — первое безотходное производство автомобилей.
«Буханка» (УАЗ 452)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Советский Союз имел тенденцию переделывать военные автомобили для гражданского использования. УАЗ 452 как раз одним из таких примеров: это переделанный военный транспорт, превращенный в гражданский фургон.
У него были преимущества как у неплохого внедорожника для того времени, но они компенсировались тем, что выглядела «Буханка» как дешевый школьный автобус. УАЗ 452 — это тот случай, когда хороший внедорожник пострадал из-за плохого внешнего вида и из-за этого стал популярным только в СССР.
Все цены и комплектации автомобилей УАЗ в каталоге Quto
СМЗ С-3Д
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Этот мини-автомобиль предлагался в рамках программы социального обеспечения в СССР, поэтому не был предназначен для массового пользователя. Мотоколяски, или, как их называли в народе, «инвалидки», создавались специально для людей с инвалидностью различных категорий. Их распространяли бесплатно, либо с частичной оплатой через органы социального обеспечения на срок в пять лет. В середине срока эксплуатации завод бесплатно ремонтировал мотоколяски, а после истечения пятилетнего срока владелец должен был сдать ее на утилизацию, а взамен получить новый экземпляр. Даже учитывая, что этот автомобиль бесплатный, удивительно видеть машину, которая выглядит как удешевленная версия тележки для гольфа с мощностью, не дотягивающей даже до 10 л.с.
«Чебурашка» (ЗИЛ-113Г)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/b6218675888f75fec90485a60743bfd10e3b20a2.jpg)
Лоурайдер среди грузовиков — имя смешного мультперсонажа идеально подходит забавному мини-грузовику, который будто бы распластался и растянулся над дорогой. Однако «Чебурашка» обладал потрясающей яростью, которой иностранные грузовые автомобили в то время не имели — автомобиль разгонялся до молниеносных (как для грузового автомобиля) 120 км/ч.
«Чебурашка» был создан, чтобы быстро доставлять топливо по бездорожью для экспериментальных автомобилей. Увезти горючее могли и обычные грузовики, но это было долго, и тяжелая техника могла застрять в яме или ухабе. Поэтому инженерам-разработчикам пришла в голову нестандартная идея на создание этого могучего грузовичка.
«Циклоп» (ЗИС-112)
/imgs/2024/06/10/09/6497476/e113e8f2cd5846cdff97f5789667a96f24ce5353.jpg)
Советский спортивный автомобиль был выпущен в 1951. «Музой» автоинженера стал американский автомобиль GM LeSabre, которого на родине прозвали «автомобиль-мечта». Из-за специфического дизайна на самом предприятии спортивный ЗИС-112 ласково называли «одноглазкой», а затем появилось и другое прозвище — «циклоп».
Силовой агрегат мощностью 182 л. с. позволял машине разгоняться до скорости 200 км/ч. Спустя некоторое время конструкторы сделали «циклопа» чуть короче: машина, «похудевшая» на несколько сотен килограммов, могла разогнаться уже до 210 км/ч.