Этого о Citroen DS не знают даже автомобильные историки
Как заменить колесо на легендарном автомобиле, у которого всё иначеВ 1999 году, обставив германский супердуэт VW Beetle и Porsche 911, Citroen DS (1955-1975) завоевал «бронзу» в международном конкурсе Автомобиль века. А значительно раньше этого мне довелось услышать рассказ бывшего водителя (назовем его НН) посла одного из крупных государств Западной Европы в СССР. Союз к тому моменту уже распался, и НН посчитал возможным поделиться некоторыми воспоминаниями.
/imgs/2022/03/01/16/5271112/f516c716d1e14a7046c1d06857581ba3e42f0fb9.jpg)
Капот аллигаторного типа открывал отличный доступ к запаске DS
Дело было так. Где-то на рубеже 1960–1970 годов посол для более тесного знакомства с историей и культурой страны пребывания решил в один из зимних выходных дней посетить Владимир. НН предстояло вести новый для него Citroen DS. Поездка проходила штатно, но во Владимире у машины по какой-то причине спустила задняя покрышка. «Не проблема, — подумал НН — Запаска-то на виду, прямо под капотом.» Все так, вот только вместо домкрата НН обнаружил какую-то мини-Эйфелеву башню с подвижной дырчатой частью (французы называли эту штуку «свеча») и железяку c изогнутым «клювом», которая, видимо, вставлялась в эти отверстия.
/imgs/2022/03/01/16/5271117/bbd596bf9c2239b6d70897f1b90f49e020d1e6b7.jpg)
Так выглядел набор для замены колеса Citroen DS: баллонник c рукояткой, основание «свечи», выдвижная часть «свечи», фиксатор «свечи»
При этом ни намека на подъемный механизм. Хорошо еще, что под передними дверями нашлись пазы под непонятную подпорку. Но дальше — больше. Снять пострадавшее колесо не было никакой возможности, поскольку к нему плотно прилегало крыло, лишенное привычного выреза. Инструкции в автомобиле, разумеется, не было. Что делать? Окружившие невиданное транспортное средство местные кулибины предложили с помощью оглобли завалить чуть ли не на бок строптивую «француженку», и попытаться так высвободить колесо, но НН не позволил свершиться надругательству над «Богиней» (прозвище DS из-за созвучия аббревиатуры французскому «Déesse», что означает высшее существо женского пола).
/imgs/2022/03/01/16/5271134/d60f2a5c1a09bf0e53467e82a802e8bef168fdd4.jpg)
Гидропневматическая подвеска позволяла с помощью одной «свечи» вывесить сразу оба колеса одного борта
Пришлось отправляться на телефонную станцию, чтобы связаться с посольством в Москве. Как проходило общение НН с владимирскими телефонистками — отдельная история. В эпоху, когда звонок советского гражданина в посольство иностранного — тем более капиталистического! — государства граничил с изменой Родине, для провинциального города это было настоящее ЧП. Но НН оказался счастливчиком. Во-первых, ему удалось в выходной найти в посольстве человека, который знал, что делать в сложившейся ситуации. Во-вторых, у НН оказалась на редкость крепкая память. Без нее донести до обездвиженной DS огромный массив необходимой информации было бы проблематично.
/imgs/2022/03/01/16/5271139/8a1745eace5dca9430f6da0fdd8c119fad439cac.jpg)
Благодаря гидропневматической подвеске Citroen DS способен сохранять равновесие и управляемость даже без одного из задних колес
Судите сами. Прежде всего, требовалось открутить хромированный болт на торце заднего крыла (после нескольких контактов с баллонником эти фиксаторы начинали «цвести») и, приподняв, снять его целиком! Затем при включенном двигателе следовало перевести находящийся на борту в районе левой голени водителя регулятор пневмогидравлической подвески в крайнее верхнее положение. Автомобиль максимально приподнимался, позволяя установить на штатное место «свечу» и зафиксировать ее той самой железякой с «клювом».
/imgs/2022/03/01/16/5271144/b5b0242983fa21617e82776f5d73b6ee987acd48.jpg)
После этого подвеска тем же регулятором опускалась в крайнее нижнее, сервисное положение. Автомобиль приседал сначала на корму, потом поджимались передние стойки, и у DS вывешивались сразу оба колеса одного борта. И лишь тогда можно было заменить поврежденное колесо. Затем следовало вернуть подвеску в крайнее верхнее положение, чтобы извлечь «свечу». Неспешный процесс можно было ускорить, нажав педаль акселератора.
/imgs/2022/03/01/16/5271142/556c890c0626e72e0d61b34c4b8153380f998119.jpg)
Крыло, желательно, не поцарапав краску, возвращалось на место и фиксировалось болтом, после чего подвеска переводилась в одно из трех штатных положений. Два из них, как указывалось в инструкции по эксплуатации, предназначались для передвижения по дорогам с «глубокими колеями, переметами песка или снега, а также разбитым колониальным грунтовкам». Кроме того, та же инструкция заверяла: «Все неудобства связанные с использованием обычного домкрата остались в прошлом». Оцените французский юмор!
© DS Technicsch Team
Так к чему вся эта история давно минувших лет? К тому, что материальную часть надо знать. Особенно если ее создателей поцеловал в темечко Бог-изобретатель.
