Что такое налог на куриц. Странный американский закон, который затронул авторынок
Закон 60-х гг. до сих пор не позволяет иностранным автопроизводителям продавать пикапы в АмерикеЧто такое налог на куриц
Американские фермеры смогли захватить огромную долю мирового рынка после Второй мировой войны. Курица стала основным продуктом питания в экономике США. Массовое производство курятины привело к резкому падению цен по всему миру, что позволило США захватить более половины европейского импорта.
Европа решила ввести ответные тарифы на импортируемое из США куриное мясо, чтобы защитить местных фермеров. В частности, ограничения поддержали Франция и Западная Германия. Из-за ограничительных тарифов к 1962 году США потеряли почти четверть продаж куриного мяса в Европе. Глобальная напряжённость из-за этого вопроса настолько возросла, что сенатор США Дж. Уильям Фулбрайт из Арканзаса даже остановил дебаты НАТО по ядерному оружию, чтобы поговорить о курицах.
В 1963 году в один из своих первых дней после вступления в должность президент Линдон Б. Джонсон подписал указ, который вступил в силу в начале 1964 года. Удивительно, но частично он остаётся в силе до сих пор. Закон ввёл налог в размере 25% на различные товары, импортируемые из Европы. В перечне среди картофельного крахмала и бренди числились пикапы стоимостью тысячу долларов и выше.
/imgs/2024/05/08/11/6461011/51faab9901914c1519445e83e1cb575de4a5653e.jpg)
© Toyota
Каких автомобилей лишились американские фермеры
Одновременно с этим иностранные автопроизводители начали завоёвывать американский рынок. В частности в Америке стали популярны модели Volkswagen. Продажи немецкого концерна были настолько высоки, что американские автопроизводители и профсоюз United Auto Workers объединились для лоббирования интересов президента Джонсона.
Джонсон, пытаясь предотвратить забастовку UAW перед выборами 1964 года и заручиться поддержкой профсоюза для своего законопроекта о гражданских правах, включил малотоннажные пикапы и фургоны в ограничительные тарифы на курицу. Почти сразу же продажи VW в США упали.
Автомобиль Type 2, который в 1964 году стоил 2100 долларов, подскочил в цене на 525 долларов. В валюте 2024 года это эквивалентно тому, что фургон за 21 226 долларов подорожал до 26 533 долларов за одну ночь.
Помимо Volkswagen, от «куриного налога» пострадали и другие автопроизводители. Под ограничительные тарифы попали малотоннажные грузовики или фургоны с полной массой менее 4,5 т, которые производились за пределами Северной Америки. То есть под налог попали почти все европейские и японские пикапы.
/imgs/2024/05/08/11/6461012/3dd47a48908fb76b9494e9bca84a39a485554577.jpg)
© Ineos
С учётом того, насколько сильно популярен класс пикапов в США, этот закон лишил американских граждан самых желанных автомобилей. Например, Toyota Hilux, Volkswagen Amarok, Mitsubishi Triton, Isuzu D-Max, Fiat Fullback и KGM Musso. Интересно, что за последнее время только один пикап смог пробиться через введённые ещё в 60-х гг. ограничения. Ineos Grenadier Quartermaster европейской сборки будет продаваться в США. Однако его полная масса составляет 3,5 т, что означает, что он всё же попадает под действие налога. Поэтому его цена почти на 15 тыс. долларов выше, чем у внедорожника Grenadier, на базе которого он сделан.
Этот закон давал американским автопроизводителям огромное преимущество на протяжении нескольких десятилетий, позволяя им завоёвывать местных фермеров. Четыре из пяти самых продаваемых пикапов в США принадлежат американским брендам, причём Ford F-Series занимает лидирующую позицию уже 47 лет. Только Toyota Tacoma, собираемая в Мексике, сумела пробиться на американский рынок пикапов, обогнав по продажам все среднеразмерные модели американских брендов.
/imgs/2024/05/08/11/6461013/7290581281ca346ba8d06c08917ce16daea88f3f.jpg)
© Subaru
Как производители обходят «куриный налог»
Nissan и Toyota пошли официальным путём и построили свои заводы в США. Пикапы, произведённые в Мексике и Канаде, защищены торговыми соглашениями с американскими властями, поэтому могут продаваться без ограничительных тарифов.
В 70-х гг. автопроизводители поняли, что на автомобили с кабиной-шасси будет распространяться только тариф в 4%, а не полный налог в 25%. Поэтому на рынке появились пикапы с основным пассажирским отсеком. Однако эта лазейка была прикрыта в 1980 г.
Ещё одна хитрость заключалась в том, чтобы устанавливать сиденья в грузовом отсеке. Это помогало классифицировать продукт как легковой автомобиль, а не пикап. Например, в багажнике Subaru BRAT устанавливались кресла, которые помогали избежать 25-процентного налога. Но таможенная служба США запретила и этот способ.