Опубликовано 13 августа 2021, 20:59
4 мин.

Что будет дальше с машинами без ДВС в России?

Важна не только инфраструктура
Россия в вопросе перехода от транспорта с традиционными двигателями внутреннего сгорания на электрическую технику пока находится в числе отстающих стран. Амбициозные планы, озвучиваемые сверху, не слишком коррелируются с реальным положением вещей. Чтобы понять, почему «электрички» в нашей стране не приживаются, мы пообщались с профильным экспертом.
Depositphotos

Планы и реальность

В соответствии с планами правительства, уже к 2030 году в России каждый 10-й продаваемый автомобиль должен быть полностью электрическим. К началу 2024 года в стране должно быть произведено до 25 000 электрокаров и построено 9 000 зарядных станций, а к 2030 году – порядка 72 000 точек быстрой зарядки. Пока же их, напомним, практически нет даже на трассе, связывающей две столицы. Пояснительная документация к группе инициатив социально-экономического развития «Технологический рывок» выглядит, мягко говоря, странной, особенно учитывая, что помимо электрических зарядок должны появиться и зарядки водородные – в количестве не менее 1 000 штук.

Всего на развитие «зелёных» технологий из бюджета планируется выделить 121,1 млрд рублей. Эти относительно скромные средства пойдут, в частности, на работы по проектированию автомобилей с низким углеродным следом и на производство водородных топливных элементов. Звучит прекрасно, но пока электрокары (не говоря уже про водородный транспорт) продолжают оставаться для россиян диковинной экзотикой, позволить себе которую могут единицы. И перемен не предвидится.

Что будет дальше с машинами без ДВС в России?

© Depositphotos

Что будет с ввозными пошлинами?

Сейчас электрокары в России приобретаются, как правило, уже будучи сильно потрёпанными. Называя вещи своими именами, в состоянии утиля: старенькие Nissan Leaf на Дальнем Востоке можно купить за меньшие деньги, чем, к примеру, новенькую отечественную Lada Granta – за 500–600 тысяч рублей. Местные жители раскусили выгоду от использования электрокаров, содержать которые проще и дешевле (в год экономится порядка 40–50 тысяч рублей). Во многом ввозу экологичных машин способствует нулевая пошлина.

В настоящий момент в России пошлины за ввозимые электрокары не взимаются. Это сделано для того, чтобы простимулировать спрос среди городских жителей, которые выбирают между автомобилями с ДВС и электротягой. Убирая пошлины и предлагая сравнительно небольшую цену за «заправку» автомобиля, государство склоняет автомобилистов к покупке последних. Это становится ключевым мотивирующим фактором, стимулирующим спрос на электроавтомобили, а значит, и повышающим объём импорта.

Анна Уткина

Директор по коммуникациям ГК АВТОDOM

Вопреки государственной программе стимулирования спроса на электрокары, совсем скоро главный стимул – нулевые пошлины – будет упразднён. Это станет своего рода заградительной мерой – дабы покупали лишь своё, отечественное (то, чего пока не существует в природе). С начала 2022 года ввоз электрокаров в страны ЕАЭС станет гораздо более проблематичным: придётся платить немалые деньги, что, безусловно, только уменьшит объёмы продаж и отдалит Россию от продвинутых стран.

Повышение стоимости покупки на 15% – именно такой будет пошлина в ЕАЭС с начала 2022 года, если не будет принято предложение Белоруссии о продлении программы до 2024 года – определённо повлияет на кривую спроса и заставит некоторых покупателей вновь обратиться к моделям с ДВС. Это касается и электромобилей массового сегмента, и моделей премиум-класса. Спрос на «народные» электрокары в России достаточно высок. В 2020 году, например, 21% – и это высший показатель – всех продаж электромобилей приходился на Nisan Leaf, который также представлен на вторичном рынке.

Анна Уткина

Директор по коммуникациям ГК АВТОDOM

Так ли нужны дополнительные препоны?

К ввозной пошлине на электрокары можно относиться по-разному. На продажах она, безо всякого сомнения, отразится негативно. Не выиграет от её введения и отечественный автопром, искусственно ограждаемый от конкуренции с более совершенной техникой ведущих брендов. Больше других, как обычно, от введения пошлин пострадают небогатые покупатели. Для состоятельных граждан, коих в России также немало, повышение цен на «электрички», с большой вероятностью, не отразится никак. Они приобретают новомодную технику не как основную, а в качестве модной «игрушки». Отличные шансы на коммерческий успех есть даже у новейшего Mercedes EQS, цены на который, по нашим подсчётам, будут начинаться примерно от 9–10 млн рублей.

Если говорить о потенциале премиальных моделей электрокаров в целом, то каждый из них имеет все шансы стать новым хитом, особенно если их делает производитель, доминирующий в F-сегменте. Россия не станет исключением: в крупных городах, где концентрация новых автомобилей премиум-сегмента значительно выше, чем в регионах, спрос на такие модели будет достаточно высоким. А через несколько лет, с развитием городской инфраструктуры и адаптацией городской политики к новой транспортной архитектуре, количество купленных электрокаров такого типа, скорее всего, увеличится.

Анна Уткина

Директор по коммуникациям ГК АВТОDOM