Как делают автомобили Changan: от разработки до производства
Репортаж с завода марки в КитаеИстория
Компания Changan была основана в 1862 году и является старейшим автопроизводителем в Китае. Впрочем, 161 год назад она называлась «артиллерийским бюро» и начинала с выпуска оружия и военного снаряжения. В 1984-ом было принято решение переориентировался на сборку автомобилей по лицензии, и тогда же небольшая фирма получила своё нынешнее название. Которое переводится как «надёжность, проверенная временем».
/imgs/2023/10/09/15/6170910/c0da7ecb0cfec7c53fcb2f8f49e54e0a161fba11.jpg)
© Changan
Значимый толчок в своём развитии бренд получил в 2017 году, после принятия новой стратегии развития и выхода на иностранные рынки. Тогда же началось строительство нескольких современных заводов.
/imgs/2023/10/09/15/6170934/edf2a1a3b894acd2c0465411f72fe0133ae8be5e.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Спустя всего несколько лет концерн выпускает машины под брендами Changan, Avatr, Oshan, Deepal и Kaicene, имеет совместные предприятия с Ford, Mazda и JMC, 88 дочерних компаний, 33 завода и дилерские центры в 63 странах. На домашнем рынке он входит в четвёрку самых популярных компаний наряду с Dongfeng, FAW и SAIC.
Привет, Чунцин
Основное производство компании расположено в промышленной агломерации Чунцин. Во время различных войн, в которых одной из самых разрушительных стала японо-китайская, город неоднократно разрушался, так что приходилось отстраивать его едва ли не с нуля — именно поэтому здесь практически нет старых зданий. Да и относительно свежие регулярно сносят ради строительства современных небоскрёбов.
/imgs/2023/10/09/13/6170784/30c66de83dcc9104ff48263fd1273245b33227cc.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Сам мегаполис считается одним из самых густонаселённых в стране, здесь живёт 34 млн человек, а на его окраинах сосредоточена вся промышленность региона. В том числе три сборочные площадки Changan, суммарно выпускающие в год 1 млн автомобилей. На одной из них, под названием Лянцзянь, основанном в апреле 2020 года, побывал корреспондент Quto.ru.
/imgs/2023/10/09/15/6170936/375157f923ca0b068b8a6c494f0243e402d020cc.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Перелёт из столичного аэропорта «Шереметьево» в «китайский Детройт» занимает около восьми часов. Если учитывать разницу во времени (+5 часов), то лететь придётся с полудня до глубокой ночи.
/imgs/2023/10/09/13/6170786/d964ef2742e42f2cf9efacc379b06b1811b1512f.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Кстати, интересная особенность — примерно после 22 часов город практически вымирает, из-за чего выглядит мрачно и покинуто. Если Москва круглые сутки яркая и светлая, то в Чунцине относятся к ресурсам (как и крепкому сну жителей) бережно и выключают декоративную подсветку по ночам даже в центре города.
/imgs/2023/10/09/14/6170899/0ff2f607de95d75c9e43c4cad4769c94746a327a.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Ещё здесь почти нет электрических скутеров, в большом количестве снующих по улицам других китайских мегаполисов. Оказалось, что всё дело в рельефе. Город построен в горах и отличается большими перепадами высот, и многие «мини-электрички» попросту не способны справиться с подъёмами.
Завод Changan
Впрочем, в Китай мы приехали не на прогулку, а чтобы посетить завод китайской марки Changan и своими глазами увидеть, как тут собирают автомобили. От центра города до промышленных окраин путь занимает около часа: и всё это по абсолютно пустым после окончания утреннего часа пик дорогам.
/imgs/2023/10/09/15/6170940/18128d4d6801e97b68cfc64ea298863bab7ae0c1.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
С конвейеров предприятия ежедневно сходит 1300 кроссоверов CS55 Plus и лифтбеков Uni-V. В цехах трудятся 2000 человек, в основном сборщиков, в административном корпусе можно встретить 500 менеджеров. Основную же работу выполняют японские роботы.
/imgs/2023/10/09/15/6170951/51740716f97c92fe951da65f35ece6c942e79167.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170950/6fa20c97455f14439d83fdae96fbe5d5552caa1a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170954/9c4317ab74633cb1ebf952530199807acb4c3497.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170953/33ae1146db93e64f81663a0a37cec1c0ea0efa90.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170952/08a866631fc591beba108bed070c5d1a7935a745.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/15/6170955/139e143f15d06ccdd55235212f1b16cdb7523ffe.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170956/eea1fa8cf93559c3430bf8e4cba69ce1d4840ed7.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170957/846798391d5f243cb1ecfba430528b2968a8092f.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170958/6ae75371b241f78647de62c7a6ef567e1b9a1a0b.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170951/51740716f97c92fe951da65f35ece6c942e79167.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170950/6fa20c97455f14439d83fdae96fbe5d5552caa1a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170954/9c4317ab74633cb1ebf952530199807acb4c3497.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170953/33ae1146db93e64f81663a0a37cec1c0ea0efa90.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170952/08a866631fc591beba108bed070c5d1a7935a745.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170955/139e143f15d06ccdd55235212f1b16cdb7523ffe.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170956/eea1fa8cf93559c3430bf8e4cba69ce1d4840ed7.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170957/846798391d5f243cb1ecfba430528b2968a8092f.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170958/6ae75371b241f78647de62c7a6ef567e1b9a1a0b.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Когда есть умные механизмы, люди уже не нужны, так что в огромном по размерам помещении сварочного цеха абсолютно безлюдно. И при этом движение не прекращается ни на минуту: здесь трудится 494 аппарата, способных изготавливать по 70 кузовов в час и 1300 в день!
/imgs/2023/10/09/15/6170969/ed2a74fa05a496c78dfce2bd792b296c4b411259.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170970/c43d974eee01c6ed63c2ca69b1e206f1f0872c0a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170971/cfb3d8ca51959ed2ab9c18bc57b5dc980c578e2a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170972/7a5bb22e706ca1fbdba72ffbfa8e7fdb68eff8ea.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170973/9756c91536355e2424c16f83f550272f573c7494.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/15/6170974/fc4a532e3bbec5b41b463d4baa470d4553814b0d.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170975/c079724ecb11ae0d87ca1aff836c8aa6d3229f8a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170976/4bec24993c3a04e08ec14938c88b8fcc1917659b.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170977/afcacf0a5efc595632cf278d013956fb116c6313.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170969/ed2a74fa05a496c78dfce2bd792b296c4b411259.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170970/c43d974eee01c6ed63c2ca69b1e206f1f0872c0a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170971/cfb3d8ca51959ed2ab9c18bc57b5dc980c578e2a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170972/7a5bb22e706ca1fbdba72ffbfa8e7fdb68eff8ea.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170973/9756c91536355e2424c16f83f550272f573c7494.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170974/fc4a532e3bbec5b41b463d4baa470d4553814b0d.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170975/c079724ecb11ae0d87ca1aff836c8aa6d3229f8a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170976/4bec24993c3a04e08ec14938c88b8fcc1917659b.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170977/afcacf0a5efc595632cf278d013956fb116c6313.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Первых людей можно встретить в сборочном цеху. Здесь уровень автоматизации достигает 80%, но без живой рабочей силы уже не обойтись. Например, японская техника умеет с точностью до миллиметров установить панорамную крышу, но ещё не способна заменить человека при установке уплотнителя, шумоизоляции, деталей салона и даже дворников.
/imgs/2023/10/09/15/6170982/d8e6e5499bb52cdd928396447d22e8feb5bd3319.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170983/df5b6c5be0dd25283e00d27abe6135020f62c782.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170984/d73f39695e490027751dc82c755d68c6477eba4d.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170986/c9509cc1f323781bb741f6111004e89897ab33b4.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170987/5ca3131026fa1198928c504291d19d6bb340524a.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/15/6170988/8cbd3fc2ed1716269f85b686549bc5643eeb8942.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170985/98d3016facf73e3b2a9dbaab9c02658e05e0b132.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170982/d8e6e5499bb52cdd928396447d22e8feb5bd3319.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170983/df5b6c5be0dd25283e00d27abe6135020f62c782.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170984/d73f39695e490027751dc82c755d68c6477eba4d.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170986/c9509cc1f323781bb741f6111004e89897ab33b4.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170987/5ca3131026fa1198928c504291d19d6bb340524a.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170988/8cbd3fc2ed1716269f85b686549bc5643eeb8942.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6170985/98d3016facf73e3b2a9dbaab9c02658e05e0b132.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Сборка в цеху протекает, если посмотреть со стороны, неспешно, и без постоянного надзора. Тем не менее, неустанный контроль за всеми процессами есть: благодаря использованию сетей 5G, во время проведения любых операций электроника в режиме реального времени отслеживает свыше 600 показателей и до 11 000 различных параметров.
/imgs/2023/10/09/15/6171003/92c0ad17432b1b3f17452671498539f3958869e0.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171004/7eceeba330606e26ae70a9aedec6e3b7d81c85c6.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171005/7de2af092d355f8a36244305060db5ad8f170428.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171011/ac6984ff8729236b6b13154c2c1e19cceddaedaa.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171003/92c0ad17432b1b3f17452671498539f3958869e0.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171004/7eceeba330606e26ae70a9aedec6e3b7d81c85c6.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171005/7de2af092d355f8a36244305060db5ad8f170428.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171011/ac6984ff8729236b6b13154c2c1e19cceddaedaa.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
К слову, средняя зарплата сотрудников составляет 6 000 юаней (83 тыс. рублей). Рабочая смена длится 8 часов, каждые 2 часа положен перерыв. Для короткого отдыха прямо на территории цеха есть несколько уютных уголков с накрытыми скатертями столиками, цветами, фотографиями и даже библиотекой.
R&D центр
Вторым обязательным пунктом нашей поездки стал Центр исследований и разработок. Китайские производители почти всего уже давно отказались от практики банального копирования чужих продуктов. Теперь они предпочитают разрабатывать машины самостоятельно, и нередко привлекают для этих целей лучших специалистов со всего мира. В Changan, например, работает 17 тысяч инженеров из 30 стран, а сеть НИОКР включает в себя шесть центров на территории Китая, Германии, Великобритании, Италии, США и Японии.
/imgs/2023/10/09/15/6171014/05e31cbd23aab4a862b1339ace1817fd499f4909.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Так что способность компании с нуля разрабатывать шасси, силовые установки, трансмиссии, электронику и другие системы собственными силами справедливо является одним из предметов гордости производителя. Кстати, в перспективе Changan планирует расширить гарантию на свои машины до 10 лет, но конкретных сроков пока не называют.
/imgs/2023/10/09/15/6171016/316c7b7c1cf822b4fbc12b0fa8a10fc943de3f03.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171017/c7ba20221f21f7d4d6324cef6cff9fa588e9d11c.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171018/ed892700b42335515a4954d4006a52c7fd3b07e5.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171019/a90233ca58136ae5af1beef4bb57bb4ec08039f9.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171020/70227b02d57647088906b34cdb4b4e8d982fe8d5.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/15/6171021/376b38bcee769d465c600e71a07e669402e72336.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171022/495d40035729db26039597726952f88fecd5c945.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171023/753bcc8d610533130089c94ab37cf2d5322190e9.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171016/316c7b7c1cf822b4fbc12b0fa8a10fc943de3f03.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171017/c7ba20221f21f7d4d6324cef6cff9fa588e9d11c.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171018/ed892700b42335515a4954d4006a52c7fd3b07e5.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171019/a90233ca58136ae5af1beef4bb57bb4ec08039f9.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171020/70227b02d57647088906b34cdb4b4e8d982fe8d5.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171021/376b38bcee769d465c600e71a07e669402e72336.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171022/495d40035729db26039597726952f88fecd5c945.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171023/753bcc8d610533130089c94ab37cf2d5322190e9.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Но созданием красивых картинок и теоретическими расчётами на мониторах дело не ограничивается, так что после постройки «живого» прототипа нужно проверить его в деле.
/imgs/2023/10/09/15/6171025/6372cf78098be224f6b0ef475b6a97261f4795c3.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171026/aefa6b5f9736b845bfc66f44b82087968ddfcc30.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171032/5b652e63bfcf483bb5e5102697b80b3ff329e2f6.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171025/6372cf78098be224f6b0ef475b6a97261f4795c3.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171026/aefa6b5f9736b845bfc66f44b82087968ddfcc30.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171032/5b652e63bfcf483bb5e5102697b80b3ff329e2f6.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Часть операций проводится прямо на территории R&D: например, особое внимание уделяется шумоизоляции, для чего здесь построено несколько специальных комнат. Одна поглощает все звуки и даже от фундамента отделена специальными амортизаторами; другая, наоборот, состоит из бетонных столбов разного размера (они называются диффузорами) и отражает все звуки от стен. Представители концерна пояснили, что тщательные проверки акустики важны, ведь в тихом салоне ехать немного комфортнее.
/imgs/2023/10/09/15/6171036/de9c05c6ddaf161a083c223424f248b8edbd18cd.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171035/17d0017d12e38b9e2d8e0ccda5d557135cfcd2cb.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171037/1ea4caa154455b94808527d857fca212f03496c6.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171039/592ef73546d9cb81cbdc86300f20c0435f34cf04.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171038/4d227d84e8565b3aacb1009f7ca54020ac02d799.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/15/6171036/de9c05c6ddaf161a083c223424f248b8edbd18cd.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171035/17d0017d12e38b9e2d8e0ccda5d557135cfcd2cb.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171037/1ea4caa154455b94808527d857fca212f03496c6.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171039/592ef73546d9cb81cbdc86300f20c0435f34cf04.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171038/4d227d84e8565b3aacb1009f7ca54020ac02d799.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
После этого предсерийную технику отправляют на испытательный полигон, который занимает площадь 234 гектара и обошёлся концерну в $300 млн. Здесь есть 24 трассы с 70 видами дорожного покрытия, на которых одновременно можно испытывать несколько десятков машин. В их числе — скоростное кольцо, проверка на вибрацию и проходимость.
Россия
На российском рынке продажи техники Changan начались в 2014 году с кроссовера CS35, который был локализован на заводе «Моторинвест» в Липецке. Тогда проект был остановлен, а сегодня все машины импортируются из Китая.
/imgs/2023/10/09/15/6171043/af5ca2e237887ac615c4fe6d766b340e05978451.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171044/2c1a7e66ff3e871895bdb86321afbe53f82b1193.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171045/e0b705dceffe01953af242484a25afba93152321.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171051/b2c70815ab946277c320bab2d6b05bcdc4ffa0a8.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171046/35a0ab2cecdf453b268f2c4748d4a52b853d0eea.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/15/6171048/5c012e85da6ee2c0074423cdf6f48ba087da7abb.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171047/63585d219de46e084e8592788d74435b6d5b174f.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171049/421f3e2f01f4eced7275159525b2741a24b8b172.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171050/770d72f423e35a6dcecfd7c7e6d0f398ffa3cd96.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171043/af5ca2e237887ac615c4fe6d766b340e05978451.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171044/2c1a7e66ff3e871895bdb86321afbe53f82b1193.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171045/e0b705dceffe01953af242484a25afba93152321.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171051/b2c70815ab946277c320bab2d6b05bcdc4ffa0a8.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171046/35a0ab2cecdf453b268f2c4748d4a52b853d0eea.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171048/5c012e85da6ee2c0074423cdf6f48ba087da7abb.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171047/63585d219de46e084e8592788d74435b6d5b174f.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171049/421f3e2f01f4eced7275159525b2741a24b8b172.jpg)
/imgs/2023/10/09/15/6171050/770d72f423e35a6dcecfd7c7e6d0f398ffa3cd96.jpg)
© Светлана Ходос / Quto.ru
Российский рынок в компании называют одним из ключевых, у автогиганта самая широкая среди всех производителей линейка, включающая в себя 15 не похожих друг на друга моделей. При этом россиянам предложены те же машины, что и жителям Китая, а в недалёком будущем ассортимент будет расширяться.
/imgs/2023/10/09/16/6171074/b91b829403a2a68b8d0b081f811c5784906d96b4.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171073/9279610e13db022ee049ca065c00950acfe323c7.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171077/b5ac28f5942cf6f72c19b19119113d85a4147b8b.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171078/9fd91090a34d5b8ad962434a1785d1b27e2d67ed.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171075/79bc9647e47f44123392981c06f62ffe554eea4e.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/16/6171079/8d7a242f4d224e61664548ffbb4e5354e66a0aad.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171080/8d6f3dd76b530d5e9a68f52ae7b9a2d440e5d119.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171081/a3a7e21cc2cdf77341fc5592224541bfb0b86543.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171082/f89eb8cfdcbb7fe224a482b9134c598974c6f91a.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171084/3df4eee03a5fec216cf7fb271a392cc724f2042f.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/09/16/6171083/e8dd64cd6b7711a205e50474cfd954d4b58b20a3.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171085/d4a71d3965cc714c44603ad50ae0713290b40a71.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171074/b91b829403a2a68b8d0b081f811c5784906d96b4.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171073/9279610e13db022ee049ca065c00950acfe323c7.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171077/b5ac28f5942cf6f72c19b19119113d85a4147b8b.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171078/9fd91090a34d5b8ad962434a1785d1b27e2d67ed.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171075/79bc9647e47f44123392981c06f62ffe554eea4e.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171079/8d7a242f4d224e61664548ffbb4e5354e66a0aad.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171080/8d6f3dd76b530d5e9a68f52ae7b9a2d440e5d119.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171081/a3a7e21cc2cdf77341fc5592224541bfb0b86543.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171082/f89eb8cfdcbb7fe224a482b9134c598974c6f91a.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171084/3df4eee03a5fec216cf7fb271a392cc724f2042f.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171083/e8dd64cd6b7711a205e50474cfd954d4b58b20a3.jpg)
/imgs/2023/10/09/16/6171085/d4a71d3965cc714c44603ad50ae0713290b40a71.jpg)
© Changan
К слову, одной из ценностей бренда называют именно отсутствие фирменных черт своих машин. Наоборот: по словам главы Changan International Макса Сона, при разработке новых моделей компания ориентируется не на собственные решения, а на запросы покупателей.