Сын создателя первого русского автомобиля — «спецагент» на службе Citroen
Мир до такой степени тесен, что в это порой невозможно поверить11 ноября 1918 года, ровно в день объявления перемирия, означавшего завершение первой мировой бойни, Андре Ситроен объявил о конверсии своего завода на парижской набережной Жавель: снаряды должны были уступить место легковым автомобилям. Причем — впервые во Франции — речь шла об организации конвейерного производства. Чем оно масштабнее, тем ниже цена продукции и больше преимущество над конкурентами — так рассуждал Андре Ситроен.
Однако конкуренты, Renault и Peugeot, вскоре взяли на вооружение ту же стратегию. Оставался один выход — постоянно и ощутимо наращивать объемы выпуска автомобилей. При этом товар мало произвести, его надо быстро продать. Тут не обойтись без рекламы, а ее эффективность напрямую зависит от эффектности. Компания двух шевронов сделала ставку на запредельные по сложности, как мы бы теперь сказали, трофи-рейды на разных континентах.
Организация этих проектов и сегодня может считаться образцом PR-кампании. Для всестороннего освещения хода экспедиций к ним на разных этапах привлекались связисты, специалисты в области географии, геологии, палеонтологии и искусствоведения, а также, разумеется, фототографы и кинооператоры.
/imgs/2022/04/28/10/5382684/9ff377495d5b1dce611be60f32ea4effd6fe8bef.jpg)
«Черный рейд», 28 октября 1924 г. — 26 июня 1925 г. В рейд из Алжира через пустыню, саванну, болота, джунгли отправились 8 вездеходов Citroen P4T. Преодолев 9000 км, караван разделился на 4 группы, чтобы исследовать разные пути, ведущие к острову Мадагаскар. Экспедиция, общая протяженность маршрута которой составила около 28 000 км, продемонстрировала возможность связи по суше различных частей французской колониальной империи в Африке.
После первого рейда через Сахару, который проводился в 1922–1923 годах, в штатном расписании появилась и должность портретиста-этнографа. Такой художник был просто необходим в следующем, так называемом «Черном рейде», маршрут которого пересекал всю Африку с севера на юг. Выбор пал на российского эмигранта Александра Яковлева, который получил известность во Франции благодаря серии работ о Японии и Китае, выполненных во время поездки по этим странам в 1917–1919 годах.
/imgs/2022/04/28/10/5382702/b9e9011872053afa91ed53dc157ded9eb026dca7.jpg)
Пересечение Сахары, 17 декабря 1922 г. — 7 марта 1923 г. Пилотный рейд протяженностью 3 200 км проводился по замкнутому маршруту Туггурт-Томбукту-Тоггурт с севера на юг Сахары и обратно. В экспедиции участвовали 5 вездеходов Citroen К1. Интересно, что Андре Ситроен предполагал использовать разведанный маршрут для организации туристических поездок VIP-персон.
Впрочем, в России имя Александра Яковлева давно было на слуху. Обладавший даром рисовальщика, он после окончания знаменитой гимназии Карла Мая продолжил обучение в Академии художеств. Уже тогда Александр сотрудничал в качестве иллюстратора с популярными изданиями «Аполлон», «Нива», «Сатирикон». Параллельно художник создавал декорации, расписывал церкви. С 1912 года Яковлев вошел в знаменитое объединение «Мир искусства», а через год окончил Академию со званием художника 1-го класса, получив в качестве поощрения двухгодичную оплачиваемую стажировку в Италии и Испании. Александр в основном занимался портретной живописью и рисунком, но пробовал себя и в монументально-декоративном искусстве, вел педагогическую работу.
Талант по наследству
/imgs/2022/04/28/10/5382715/9b8b0d87eacd848a64a0db7e951541030276fc00.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382714/fcca314c4920b8ad1985442bc08184562f4fffe8.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382716/037d8026b5ff20be3a47ee41e8859f0c077765eb.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382715/9b8b0d87eacd848a64a0db7e951541030276fc00.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382714/fcca314c4920b8ad1985442bc08184562f4fffe8.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382716/037d8026b5ff20be3a47ee41e8859f0c077765eb.jpg)
Одаренность — пусть и в совершенно иной сфере — Александру Евгеньевичу Яковлеву досталась не по воле случая, а по наследству. Мать художника, Софья Петровна (урожденная Кузьмина), — первая в России женщина, получившая степень доктора математических наук. Отец, Евгений Александрович (на фото), — морской офицер. В 1884 году, после увольнения со службы, он занялся проектированием двигателей внутреннего сгорания на жидком топливе и через пять лет создал первый в России работающий образец.
Словом, у художника имелся солидный профессиональный бэкграунд. И все же в выборе Citroen экспедиционного художника трудно не заметить руку судьбы. Действительно, отец Александра, Евгений Александрович Яковлев, считается создателем первого русского ДВС на жидком топливе и вместе с Петром Фрезе — главным разработчиком первого отечественного автомобиля.
/imgs/2022/04/28/11/5382819/148cbfc16dbf1368ea06123c5911c06355e24726.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382818/de4d6c0b6cb161d7c6b90b8b1d4d3901097a6952.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382820/e33999673264f65666b0097e708065ec0f9186f1.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382821/11ccd5010bc9f92737ec2a449e532bdeb3ff5358.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382823/3ec2b35c5dd7e69c6a513806150bd09ed759a377.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/04/28/11/5382822/28ad7b566089948da876d2dd447b7322cb802f82.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382824/c3f83767f6c11ba24778b38c5033f46796b4a63e.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382819/148cbfc16dbf1368ea06123c5911c06355e24726.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382818/de4d6c0b6cb161d7c6b90b8b1d4d3901097a6952.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382820/e33999673264f65666b0097e708065ec0f9186f1.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382821/11ccd5010bc9f92737ec2a449e532bdeb3ff5358.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382823/3ec2b35c5dd7e69c6a513806150bd09ed759a377.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382822/28ad7b566089948da876d2dd447b7322cb802f82.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382824/c3f83767f6c11ba24778b38c5033f46796b4a63e.jpg)
Примеры работ Александра Яковлева из азиатского цикла «Желтый рейд»
Так или иначе, цикл из трехсот картин и рисунков, выполненных за время «Черного рейда», принес Александру Яковлеву громкий успех (Лувр, поступившись своими правилами, приобрел работы здравствующего автора), немалые деньги и орден Почетного легиона — в знак официального признания заслуг создателя художественной летописи экспедиции.
/imgs/2022/04/28/10/5382729/7ebe48bb6dd8eebd5c9416ff871e6f946e9a2cc4.jpg)
«Желтый рейд», 4 апреля 1931 г. — 12 февраля 1932 г. Две экспедиции в одной. Отряд «Бейрут» на шести вездеходах Citroen P17 и одном Р14 двигался с запада навстречу отряду «Китай», стартовавшему из города Тяньцзин в Поднебесной на семи тяжелых вездеходах Р21 и двух обычных грузовиках. После встречи в городе Кашгар на границе пустыни Такламакан объединенному конвою предстояло отправиться в Пекин. Общая протяженность маршрута должна была составить 13 000 км. Однако политические катаклизмы в Афганистане и Китае привели к смене первоначального плана и полной потере вездеходов группы «Бейрут». Тем не менее, 12 февраля 1932 года объединившаяся экспедиция финишировала в Пекине.
Через несколько лет последует продолжение, и Александр Яковлев в ходе азиатского «Желтого рейда» создаст около 800 портретов участников экспедиции, местных жителей, зарисовок ландшафтов и бытовых сцен.
Тень императора Николая II
/imgs/2022/04/28/10/5382740/85cbf24c41b38d558b1a0ef9323403bf1784b0e4.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382741/decf965b693c6cfe7db2eab267046ddeb0abe696.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382742/e386504e7ec54fb3265fced82f56444d4f5858b9.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382743/57ee375959194284bb19f9188e44eefa331d7dc0.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382744/0aa557d4caa73016855d9fc7476935a29aa41e20.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/04/28/10/5382746/d47f22b2b9567cfa508b7e94266784a7b8dbee5f.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382740/85cbf24c41b38d558b1a0ef9323403bf1784b0e4.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382741/decf965b693c6cfe7db2eab267046ddeb0abe696.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382742/e386504e7ec54fb3265fced82f56444d4f5858b9.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382743/57ee375959194284bb19f9188e44eefa331d7dc0.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382744/0aa557d4caa73016855d9fc7476935a29aa41e20.jpg)
/imgs/2022/04/28/10/5382746/d47f22b2b9567cfa508b7e94266784a7b8dbee5f.jpg)
Январь 1917 года. Император Николай II в машине с гусеничной тележкой системы Кегресса. Российский самодержец может считаться крестным отцом полугусеничных вездеходов, участвовавших в рейдах. Пожелание монарха улучшить проходимость его личных машин снежной русской зимой было воспринято как руководство к действию Адольфом Кегрессом. Француз, приехавший в Россию в 1903 году, стал персональным водителем самодержца и главным механиком Императорского гаража в Царском Селе. Кегресс разработал устанавливавшуюся на заднюю ось автомобиля специальную тележку с каучуковыми лентами-гусеницами. Так появились полугусеничные вездеходы. Изобретатель, покинувший Россию после Октябрьской революции 1917 года, в 1919-м возглавил отдел внедорожных автомобилей Citroen
Талант и слава художника открыли его работам путь на выставочные площадки не только Европы и Америки, но даже СССР, что было почти невозможно для эмигранта.
/imgs/2022/04/28/11/5382763/ca0d4f9884f2aaf04888d082cca5b7e58bbd9af4.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382792/d8e038162ea1b78a53e4f59414457065eadd70b2.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382794/b390ffb77902cc0d024c568f6ae3162970de7d50.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382793/c8728aeff1556623a4b3f26ad906ddf49f7ed287.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382795/0d22908cefd7e6408fab37163556d30f3f75d6ba.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2022/04/28/11/5382797/b56afd2aba06f70dd4faed8c0474748b9b3ea257.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382796/bc1cbfb4abc69e7bbadfb528bef3291f19a73e03.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382798/f0f17d90f6f3e4c2e5528760dca86c9994a7672f.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382799/ffcaa0940d36b99436497c1ce4a70e0c4f0a32be.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382763/ca0d4f9884f2aaf04888d082cca5b7e58bbd9af4.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382792/d8e038162ea1b78a53e4f59414457065eadd70b2.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382794/b390ffb77902cc0d024c568f6ae3162970de7d50.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382793/c8728aeff1556623a4b3f26ad906ddf49f7ed287.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382795/0d22908cefd7e6408fab37163556d30f3f75d6ba.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382797/b56afd2aba06f70dd4faed8c0474748b9b3ea257.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382796/bc1cbfb4abc69e7bbadfb528bef3291f19a73e03.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382798/f0f17d90f6f3e4c2e5528760dca86c9994a7672f.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382799/ffcaa0940d36b99436497c1ce4a70e0c4f0a32be.jpg)
Александр Яковлев (1887–1938) после недолгого увлечения импрессионизмом работал в стиле неоклассицизма
В 1934–1937 годах Александр Яковлев возглавлял живописное отделение Школы изящных искусств в Бостоне (США). 12 мая 1938 года в Париже жизнь художника оборвала неудачная хирургическая операция.
/imgs/2022/04/28/11/5382833/ead5d39838900db05e7b022c43ae14cf35402bf5.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382830/406c3b54bd25578a30f0369c1caf438df6e6264c.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382833/ead5d39838900db05e7b022c43ae14cf35402bf5.jpg)
/imgs/2022/04/28/11/5382830/406c3b54bd25578a30f0369c1caf438df6e6264c.jpg)
Портрет Жоржа-Мари Хаардта, личного друга Андре Ситроена и руководителя трех экспедиций на вездеходах Citroen-Kegresse