75 полицейских протоколов за одно нарушение
В XIX веке всё было куда жестче, чем сегодняАмеде Болле мог бы по примеру отца оставаться колокольных дел мастером, но на исходе третьего десятка, в 1875 году, он превратился в первого в мире производителя механических транспортных средств для личного пользования. Тогда же в трудах французской Академии впервые появился термин «автомобиль». Совпадение? Если и так, то очень своевременное.
/imgs/2022/04/13/07/5360013/c93654ef62e2966cc489305c2c4b4d505b3f69a9.jpg)
Амеде Болле (1844–1917), создатель первых в мире паромобилей для личного пользования.
Разработанная Болле модель, получившая название L'Obéissante («послушная» — фр.) представляла собой 12-местный «микроавтобус» очень продвинутой конструкции: шарнирное рулевое управление, независимая подвеска всех четырех колес, вторая пара которых была ведущей.
/imgs/2022/04/13/07/5360017/25c6b36f9e750e0a7c32154ae7ab63e6880c8484.jpg)
Болле за рулем L'Obéissante, пилотного в серии компактных паромобилей, Амеде Болле. Его жена со сводной сестрой — на втором ряду.
Однако у L'Obéissante имелась интересная особенность. Водитель располагался по центру спереди, а шофер — сзади. Название должности последнего в данном случае переводится с французского буквально — кочегар. Из тендера он подбрасывал уголек в топку двух раздельных задних паровых машин. Перед подъемами водитель по переговорной трубе просил шофера поднять давление в котлах. Максимальная скорость паромобиля достигала 40 км/ч.
С превышением
Болле решил прорекламировать свое детище в столице и для этого заручился письменным разрешением на передвижение у самого министра общественных работ, Эжена Кайо. Тот предписал изобретателю извещать главных инженеров, ответственных за дорожную сеть, минимум за трое суток до прибытия в тот или иной департамент.
/imgs/2022/04/13/07/5360019/be939661dae16282e3b7b0be1e7ca71bcbd75a75.jpg)
«Водительским удостоверением» Амеде Болле служило подписанное министром общественных работ разрешение на перемещение паромобиля по дорогам общего пользования
Возможно, механизм межведомственных связей дал осечку, и когда в октябре 1875 года L'Obéissante, преодолев за 18 часов 250 км, добралась из Ле-Мана в Париж, столичная полиция взяла Болле в оборот, составив 75 протоколов за превышение скорости, типичной для конных экипажей.
/imgs/2022/04/13/07/5360025/fe37da58f26e2848262c157d555855761dedff1e.jpg)
Идея создания на общей технической базе автомобилей с разными типами кузовов (La Mancelle на фото и La Nouvelle), как видим, родом еще из XIX века
/imgs/2022/04/13/07/5360029/57fe6b038b103be6f5c178586944c267037a0e34.jpg)
La Nouvelle
Оплачивать штрафы изобретателю не пришлось. Прокатившись на паромобиле в качестве пассажира, префект Парижа разрулил ситуацию и позволил L'Obéissante колесить по столичным улицам со скоростью 16 км/ч.
/imgs/2022/04/13/07/5360033/07855b891ac5175cdae996aab6341c124a77e68b.jpg)
La Rapide разгонялся до феноменальных для 1880-х годов 62 км/ч
Воодушевленный Болле через три года представил La Mancelle (гуж — фр.), у которой расположенная спереди паровая машина через трансмиссионный вал с дифференциалом соединялась с задними ведущими колесами. Эта модель, выпущенная тиражом в полсотни экземпляров, стала первым в мире серийным автомобилем, который даже поставлялся на экспорт в Австрию, Великобританию и Германию.
Мощь пара
В 1880 году линейку пополнила версия La Nouvelle с закрытым застекленным кузовом. Годом позже появилась La Rapide, которая в соответствии со своим названием продемонстрировала невероятную скорость, выйдя из минуты на километровой дистанции.
/imgs/2022/04/13/07/5360046/4d6e088bea505ecbca87c051e7169997f1324588.jpg)
1879 год. Семейство Болле в дорожном поезде La Marie-Anne
Впрочем, Болле пробовал свои силы и на другом направлении. В 1879 году был представлен наземный автопоезд La Marie-Anne, у которого ведущими являлись не только задние колеса тягача, но и тендера-полуприцепа. Паровая машина этой сцепки развивала 100 л.с., что позволяло на равнине перевозить грузы до 100 т или в 35 т при наличии 6-процентных подъемов.
/imgs/2022/04/13/07/5360048/8b14046d18282fe0c0ad41bdb36c168ad402be86.jpg)
Выполненный в 1885 году по заказу маркиза Эрве де Брока 16-местный дилижанс Mail-сoach с 50-сильной паровой машиной стал последним в линейке паромобилей Амеде Болле
Семейство французских паромобилей, вероятно, могло бы расширяться и дальше, но в 1885 году появился тот самый Patent-Motorwagen Карла Бенца с двигателем внутреннего сгорания, и, надо отдать должное Болле, он сделал правильные выводы, переориентировав свое предприятие на выпуск железнодорожных локомотивов.
